Музыка – это тот удивительный мир гармонии и красоты, в котором каждый раз находишь что-то новое, чарующее, прекрасное. Сегодня мы поговорим о таком украшении в музыкальном исполнении, как стиль вибрато. Итак, что собой представляет этот стиль, где он применяется и как ему научиться? Об этом и не только далее в статье.
Название «вибрато» пришло к нам из итальянского и латинского языков: итальянское «vibrato», и латинское «vibratio» — что значит, легкое колебание. Этот прием представляет собой равномерное изменение высоты звуков, для придания мелодии экспрессивной выразительности, эмоциональности, особой певучести.
Техника зародилась еще в середине XVI столетия и к эпохе Ренессанса, стала одной из наиболее известных, популярных, любимых многими знаменитыми музыкантами. Сегодня данный стиль игры активно используется в инструментальной романтичной музыке, а также в вокальной манере исполнения, причем певец, обладающий таким навыком исполнения ценится гораздо выше, чем вокалист, извлекающий однотипный, ровные ноты, и оно не удивительно: сложное, многогранное, смелое исполнение всегда вызывает больший интерес, чем стандартное пение.
Некоторые музыканты путают вибрато с другим стилем — тремоло, но общего между вибрато и тремоло мало, это абсолютно разные приемы. Чтобы было понятнее, давайте разберем, что же такое тремоло.
Тремоло в переводе с итальянского «tremolo» означает «дрожание». Это – повторение одной или двух нот, находящихся друг от друга на расстоянии терции. Иногда встречается повторение двух созвучных аккордов. Тремоло прекрасно звучит в исполнении струнных инструментов, но в вокальном исполнении не ценится, — здесь гораздо лучше использовать такое вокальное оформление как мелизмы и модуляции. Этими приемами пользовались легендарные:
А из музыкантов:
Наглядно посмотреть техники обоих рассматриваемых нами стилей можно по видео.
Теоретические вопросы мы разобрали, переходим к технике.
Совет: чтобы не запутаться в терминах окончательно, просто запомните – вибрато определяется изменением частоты звука, а тремоло – изменением громкости. Оба приема подразумевают собой сложные переборы, украшающие мелодию.
Чтобы начать играть в изучаемых нами стилях на фортепьяно, необходимо уяснить одно простое правило: в мелодии должна присутствовать певучесть, непрерывность эмоционального напряжения звука, что достигается путем долгих тренировок. Клавиши – это такой инструмент, который, даже в случае изучения наипростейших гамм, вынуждает тратить немалое количество времени на тренировку. Но затраченное с пользой время даст отличные результаты. Поэтому приступим.
Итак, как научиться технике вибрато?
Обучение делится на три этапа:
Каждый из перечисленных этапов занимает по 2-3 месяца (в среднем) и требует максимальной погруженности в работу. Но это того стоит, ведь, как говорил американский поэт Генри Уодсворт Лонгфелло: «Музыка — универсальный язык человечества».
А теперь давайте подробнее остановимся на упражнениях.
Сначала играем ровно, медленно, отрабатываем автоматизм рук.
Не забываем, что восьмые ноты проигрываются дважды.
Для выполнения второго упражнения нужно произвести плавный перебор клавиш 2-м, 3-м, 1-м и 4-м пальцем. Установив пальцы на клавишах, не спеша делаем перебор сначала левой рукой. Делайте перебор до тех пор, пока рука не привыкнет, затем выполняем такой же перебор уже правой рукой. Необходимо избегать рывков кисти, обрывов музыки, мелодия должна звучать плавно, непрерывно.
Теперь упражнение выполняем в более быстром темпе, поочередно сменяя руки, а затем – играя одновременно левой и правой руками. Затем соблюдаем последовательность: играем только четвертные, целые и половинные ноты.
Теперь вы знаете основы вибрато и тремоло. Добавим, что на сегодняшний день существует масса электронных приспособлений, создающих эти эффекты. Первым таким устройством был орган Хаммонда, создающий просто потрясающее звучание.
Сегодня музыканты имеют широчайший выбор из многочисленных портативных студий, MIDI-систем, синтезаторов, создающих любые звуковые эффекты, причем не только вибрато или тремоло, но и эхо, реверберацию, имитацию хорового пения и многое другое.
Но все же, даже имея возможность воспроизводить нужный нам эффект при помощи электронных устройств, лучше уметь выполнять то же действие в классическом варианте, на фортепьяно, тем более, что звучит это гораздо красивее и естественнее, чем синтезированные звуки.
Какой бы метод извлечения оригинальных звуков вы ни выбрали, классический или электронный, мы желаем вам удачи!
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…