Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)


Соберитесь с духом — настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась. (Но если вдруг вы уже обучаетесь в музыкальной школе и оказались на этой странице случайно, наверняка вам будет небесполезно почитать про квинтовый круг тональностей — тему, обычно сложную для освоения учениками на практике).

В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.

И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред.

Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами. Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано. Зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.

Ноты и клавиши

Блиц: быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!

Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу!

Расположение нот на клавишах пианино
Расположение нот на клавишах

Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.

Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?

На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.

Знаки альтерации — изменения высоты тона звука

Полутон — наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез,  при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по  одной общей струне.

Расположение полутонов на клавишах пианино
Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

  • Ми # = Фа
  • Фа b = Ми
  • Си # = До
  • До b = Си

Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Знаки альтерации
Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое:

  • Диез — повышает высоту ноты на полтона
  • Бемоль — понижает на столько же
  • Дубль-диез — повышает на целый тон
  • Дубль-бемоль — понижает на столько же
  • Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия — «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

Диезы
фа-до-соль-ре-ля-ми-си

Бемоли при ключе записываются в таком порядке:

Бемоли при ключе
си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона.  Ну об этом, думаю, вы уже догадались :-) Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие

Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.

Как найти тон или полутон на клавишах пианино

Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.

Гаммы — это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:

  • Гаммы построены из 8 нот
  • Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава)
  • Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.

Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:

Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон – Полутон

Чтобы было проще:

2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон

До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).

На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.

Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)

Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем (1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)

Нумерация пальцев у музыкантов
Нумерация пальцев у музыкантов

Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:

Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) →  (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Внимание: из всех правил есть исключения!

В данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу. Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!

До мажор (C dur) – без знаков альтерации

Гамма C dur – без знаков альтерации
Гамма C dur – без знаков альтерации

Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа #

Гамма G dur
Гамма G dur с знаком альтерации Фа #

Фа мажор (F dur) – знак альтерации один —  Си b

Вот  то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно!!!) используется другая очередность пальцев:

Для правой руки: 

(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)

И потом, соответственно, в обратную сторону:

(4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1)

Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Гамма F dur – знак альтерации Си b
Гамма F dur – знак альтерации Си b

Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, — следующий урок будет посвящен основам нотной грамоты.

Заключение

Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, — лучше это делать ритмично, ведь мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, но сначала важно довести всё до автоматизма.

Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.

Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих![adinserter block=»5″]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 123
  1. ололошка

    ничего не понимаю :(((

  2. superadmin (автор)

    Ололошка, совсем-совсем ничего? Или же непонятно что-то конкретное?

  3. Aekanta

    Не понятно как гаммы играть,остальное ясно все.

  4. superadmin (автор)

    Играть пальцами :) номера пальцев даны в уроке. Правда, на Фа мажорную гамму нужны другие пальцы: для правой 1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно 4-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1 и для левой 5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно 1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-5.

  5. аскар

    Здравствуйте!Гамма ДО мажор для левой руки,там идет обычный порядок ,потом обратный .Может там указано наоборот?

  6. superadmin (автор)

    Добрый день!
    В урок закралась ошибка, и благодаря Вашей внимательности она выявлена и исправлена.
    Приносим свои извинения за причиненные неудобства.

  7. Aekanta

    Спасибо,проще все стало.

  8. farruh

    Огромное спасибо автору этой великолепной статьи для начинающих на фортепиано! И здесь все внятно и понятно даже первокласснику!Хотя я не профессионал на фортепиано, но первый урок практики дал мне возможность потренировать пальцы и заучить ноты! Конечно, если не профессиональному человеку захотеть играть на фортепиано, думаю у него все получиться, главное захотеть и интерес к достижению своей личности!!! Благодарю!

  9. Антоха

    Водяные знаки «propianino» лучше стереть с иконок, так как развернув на полный экран, мы перестаём видеть текст с очерёдностью номеров пальцев (кому надо, всё равно украдут и картинки, и текст уроков) Или на открывающихся больших изображениях подпишите номера пальцев прямо на клавишах, в какую сторону и рука л. или п., будет значительно удобнее

  10. superadmin (автор)

    Стереть водяные знаки с картинок нам будет гораздо сложнее, чем вам выписать для себя очередность номеров пальцев. Заодно и выучите :)

  11. superadmin (автор)

    Уважаемые гости нашего сайта! Хотим сообщить всем вам, а также специально пользователю Антохе о том, что сайт propianino.ru является некоммерческим проектом, созданным и поддерживающимся за счет личных средств энтузиастов. Все комментарии, по мнению создателей сайта propianino.ru, являющиеся некорректными по тону, носящие оскорбительный, провокационный или обвинительный характер, будут незамедлительно удаляться.

  12. SIBEL

    Я ОЧЕНЬ сложно понимаю. В первом уроке проигрываются только белые клавиши?

  13. superadmin (автор)

    Там, где есть знаки альтерации — нужно играть и по черным клавишам.

  14. Александр

    спасибо большо сайту. Второй или третий день читаю и только сейчас все понял на отлично=)

  15. Александр

    вопрос у меня только один… Допустим мелодия состоит из четырех нот: Соль, Ля, Фа и Ми бемоль… Что у меня получается, 2 тона? Правильно ли я все думаю и делаю?)
    P.S. Может быть мне рано спрашивать второй вопрос в этой статье, но хочется понять, правильно ли я все понимаю.

  16. superadmin (автор)

    Думаете неправильно. Спрашивать действительно несколько рано. Понятие интервала подробней раскрывается в следующем уроке. Но главное, что надо усвоить, это то, что расстояние в интервалах измеряется между двумя рядом стоящими или одновременно взятыми нотами. В приведенном примере ситуация складывается примерно так:
    между Соль и Ля – 1 тон
    между Ля и Фа – 2 тона
    между Фа и Ми бемоль – 1 тон

  17. Паша

    Скажите пожалуйста,бемоли какими пальцами играть?

  18. superadmin (автор)

    Судя по всему, речь идет о черных клавишах. Смотря в каком контексте появился бемоль или диез (без разницы). Если речь идет о гаммах, то в приведенных в уроке №1 фа мажорной гамме на ноту си-бемоль и в соль мажорной гамме на ноту фа-диез в правой руке приходится 4 (безымянный) палец, а в левой 2 (указательный) палец. А если Вы имеете ввиду встречающиеся в пьесах черные клавиши, то смотрите по удобству, пробуйте разные варианты, и подписывайте над нотами более удобные Вам. Одно скажу наверняка: большим пальцем на черной клавише сыграть точно нельзя :)
    P.S. Открою один секрет: нота фа-бемоль равна ноте ми и нота до-бемоль равна ноте си ;)

  19. Елена

    Спасибо разработчикам и энтузиастам! Отличный сайт. Я пересмотрела множество сайтов и программ по обучению для начинающих. Ваш сайт самый простой (по изложению материала) и удобный в пользовании.
    Для начинающих совет: не форсируйте события, не пытайтесь сразу все понять. Акцентируйте внимание на том, что поняли, затем закрепите это, а потом продвигайтесь дальше. Главное желание и постоянство.
    P.S. Дорогу осилит идущий!

  20. superadmin (автор)

    От таких слов на душе становится радостно :) А когда кто-либо рекомендует наш сайт в соц. сетях — становится еще радостнее :) Кстати, почему-то это происходит крайне редко. А жаль! Хотелось бы, чтобы про нас узнало как можно больше хороших, стремящихся к самосовершенствованию, людей.

  21. маладой

    ничего не понятно ..(

  22. Виталий

    Не могу понять как играется соль мажорная гамма. С какой ноты начинается ?

  23. superadmin (автор)

    Предположим, что с какой ноты играется до-мажорная гамма, вы знаете. Тогда, если включить логику, и зная то, что до-мажорная гамма играется от ноты до, то соль-мажорная, соответственно, от ноты соль, а фа-мажорная от ноты фа и т.д.

  24. Виталий

    Спасибо! На меня просто вчера помутнение нашло! После того, как я оставил пост я понял как играется все :)
    Только фа мажор сложновато играть в две руки будет, так как незеркально получается.

  25. Dm

    Отличный сайт, жалко, что вчера не работал.

  26. superadmin (автор)

    Спасибо за вашу оценку, Dm! Вчера мы переносили сайт на новый, более надежный, хостинг. Надеемся, что теперь все будет работать без сбоев :)

  27. Марина

    Спасибо большое за помощь)) Этот сайт просто супер, всё объясняется доступно)) Спасибо большое автору за уроки, мне очень помогают))

  28. Артем

    Доброго времени суток. Не понимаю кое-что. Мажорные гаммы можно сыграть по счету 2 тона-полутон- 3 тона- полутон. Для До гаммы я посчитал и все сошлось, для Фа гаммы почти сошлось, а вот с Соль гаммой… печаль-печальная. Объясните, пожалуйста.

  29. Артем

    Простите, сейчас пересчитал в N-раз и все понял.

  30. superadmin (автор)

    Это хорошо, Артем!

  31. Анатолий

    Классный и качественный сайт! Узнал много нового, чего не видел в предыдущих самоучителях.Спасибо)))))

  32. Аня

    Воппрос от чайника.
    Как найти на пианино клавиши До, Ре, Ми, Фа…?

  33. Ернар

    Автор, объясни пожалуйста ключевые знаки пишутся возле ключа?а встречные только непосредственно перед нотой? Правильно я понял? И еще вот вы пишете что диезы повышают ноту на полтона, а бемоль наоборот, что например ми диез- нота фа,а фа бемоль-ми.но в чем разница?Какая разница писать фа бемоль,если можно написать просто ми? может я что-то не понял??

  34. superadmin (автор)

    Смотрите на картинку, там все нарисовано :-)

  35. superadmin (автор)

    Дорогие гости сайта propianino.ru ! Многие ваши комментарии по ошибке попали в Спам, в связи с чем отвечаем с запозданием.
    Да, Ернар, ключевые знаки пишутся возле ключа. Разные знаки в разных тональностях. Например, в тональности фа# мажор нет ноты фа, а есть нота ми#. Это можно сравнить с написанием слова «счастье» или «щастье». Говорим «щастье», пишем «счастье» – почему? Есть определенные правила — если их не соблюдать, получится путаница. В определенных тональностях есть определенный набор звуков, подчиненных главной ноте – тонике. Этот набор нот задается сразу: при ключе пишутся диезы и бемоли, действие которых распространяется на все ноты, обозначенные при ключе. Для нот, не входящих в состав тональности, предназначаются встречные знаки.

  36. Юрий

    Уважаемым разработчикам ! Когда же можно будет все уроки скачать на бумагу ? Не удобно играть на синтезаторе и заглядывать в ноутбук !В остальном — благодарность за сайт !!!
    Спасибо .

  37. superadmin (автор)

    Юрий, сделаем в ближайшее время

  38. Ернар

    спасибо, за ответ стало понятнее

  39. Иван

    Благодарю за достаточно простое объяснение. Надеюсь, что я наконец-то научусь играть на фоно, очень жалею, что упустил время в детстве)

  40. Марина

    Спасибо за уроки! Гаммы отскакивают как от зубов)))) Все очень понятно и пока что просто.

  41. Алина

    Дорогой автор, приветствую. Спасибо, все очень понятно, с гаммами тренируюсь -честно скажу получается. НО уменя один вопрос к бекару- что это? и как можно его сыграть.

  42. superadmin (автор)

    Перечитайте урок внимательней, там есть ответ на этот вопрос. Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

  43. Алина

    а как понять чистой?

  44. superadmin (автор)

    Просто нотой.

  45. Викуся

    блин помогите научиться играть колыбельную для Беллы из сумерек…очень хочу ее научиться играть…

  46. superadmin (автор)

    А какой у вас уровень мастерства игры на ф-но? Уровень должен быть уже не новичка.

  47. наталинда

    дорогой автор, я хочу научиться играть на синтезаторе(на фортепиано нет возможности) научиться хочу для себя, но если честно чего то я не догоняю, хотя и читаю данную статью впервые но все равно спасибо за инфу на других сайтах этого нет, ладно буду сидеть вникать!

  48. регина

    класс,чётко и понятно!!!

  49. Us

    Очень хороший урок!!! я давно хотела научится, зашла на другой сайт а там все запутано и непонятно… И потом зашла на этот сайт с 1 же урока начала и узнала много нового!!! Спасибо автору!!! Вы великолепны!!!!!!:)

  50. Milka

    Добрый день!Подскажите,пожалуйста,я никак не могу понять,почему нотой на тон выше ми,будет фа диез,а не просто фа???

  51. superadmin (автор)

    Пол тона – это расстояние между двумя, стоящими рядом, клавишами, при этом не важно, между какими клавишами считается расстояние – между белой и черной, черной и белой, белой и белой. Тон – равен двум полутонам. Между до и ре есть черная клавиша, поэтому расстояние между ними 1 тон, а между ми и фа, как и между си и до нет черной клавиши, поэтому расстояние между ними – пол тона. Поэтому, чтобы получить 1 тон от ноты ми – к фа надо прибавить еще пол тона, вот и получается 1 тон = ми-фа# или си-до#.

  52. Мэри

    Сайт супер! С первого раза все поняла!Спасибо!

  53. Мэри

    Пожалуйста подскажите, где можно скачать ноты «Ригодона»?

  54. superadmin (автор)

    Ноты «Рогидон» можно скачать здесь

  55. Сергей

    А гаммы лучше играть в две руки или по очереди — левой-правой? И если в две руки играть, то разницу между левой и правой руками одну октаву держать или две?

  56. superadmin (автор)

    Гаммы лучше играть каждой рукой отдельно, а потом соединять руками. Расстояние между руками – 1 октава.

  57. Гала

    И подскажите, плз, когда играю гаммы двумя руками обеими нужно играть слева-направо? А то я правой рукой играю слева- направо, а левой через октаву справа-налево.

  58. superadmin (автор)

    :) Необычно играете… и как? получается?
    Гаммы играют:
    1) каждой рукой вверх и вниз (т.е. слева – направо, и справа – налево)
    2) двумя руками одновременно, руки расположены через октаву, вверх и вниз
    3) если получается, то можно играть противоходом, т.е. правая рука начинает играть с четвертой октавы, а левая с большой октавы. Руки движутся навстречу друг другу, доходят до той ,точки, где расстояние между руками будет 1 октава, и далее идут в обратную сторону.

    Гаммы играются в 4 октавы

  59. Ваня

    Извините, но ничего не понял.

  60. Даша

    А потом нужно играть обеими руками одновременно?? У меня никак не плучается…(((

  61. superadmin (автор)

    Значит, мало играли одной рукой. Играть раздельно каждой рукой надо до тех пор, пока не будет получаться уверенно, без запинок, а потом уже в очень медленном темпе соединять двумя руками.

  62. Дореми

    Никогда не интересовалась музыкой, не танцую , не пою, подозреваю, что у меня отсутствует слух или как говорят медведь на ухо наступил. Но в последнее время (а мне далеко за 50) внезапно полюбила классическую музыку и даже захотелось поиграть на пианино. Купила книгу по музыке для младшего школьного возраста, возникли вопросы и решив найти ответы в интернете с первого же раза открыла ваш сайт, прошла первый урок. Все мне понятно, кроме радиуса действия знаков альтернации: ключевые, встречные и случайные. Спасибо большое! Я присоединяюсь ко всем одобрительным высказываниям в пользу вашего сайта. Жду ответа

  63. superadmin (автор)

    Рады за Вас!:)
    Ключевые знаки распространяют свое действие на все ноты в любой октаве на протяжении всего произведения. Т.е. если при ключе фа-диез, то этот диез распространяет свое действие на все ноты фа данного произведения.
    Встречные, они же случайные, знаки действуют лишь на собственной линейке, в «родной октаве» и только в том такте, где они необходимы. Такие знаки показывают, что все ноты этого уровня (одинаковые) необходимо повысить или понизить (диез или бемоль). Встречный знак отменяет действие ключевого знака только в такте, где он встречается.

  64. Дореми

    Большое Спасибо автору! Очень признательна за понимание! Так быстро ответили! После второго урока каким-то чудесным образом ситуация с знаками альтерации стала понятной. Видимо уроки составлены корректно вполне доступно. Желательно продолжать в этом же стиле, хотя чувствуется будут сложности. По мере нарастания уроков. Нужна ли будет дополнительная литература по музыкальным терминам? Прошла 3 урока без пианино. На семейном совете поставила вопрос о приобретении пианино. Как скоро этот вопрос решится не знаю, поэтому пока разучиваю гаммы на айпаде внука. Продолжать ли посещать уроки пока нет пианино? Спасибо за внимание!

  65. Александр

    Извините не могли бы вы До мажорную гамму написать по нотам так же если вам не составит это труда Соль мажорную и Фа мажорную буду очень вам благодарен просто не смог воспользоваться формулой мажорной гаммы заранее вам благодарен

  66. superadmin (автор)

    На пианино надо продолжать учиться обязательно. Просто не торопиться, а выполнять задания вдумчиво и все выучивать. На первых уроках достаточно даже игры на столе с нарисованной клавиатурой. Единственный минус отсутствия пианино – это то, что новичок не сможет адекватно воспроизвести правильную технику удара по клавишам, а так на первых порах основной задачей является теория: выучить расположение нот в скрипичном и басовом ключах, длительности нот, ну и все остальные нюансы нотной грамоты. Также можно потренироваться строить аккорды на бумаге, а потом уже подключить их игру на пианино.

  67. superadmin (автор)

    Александр, постараемся в скором времени добавить ноты, а то, конечно, сложно начинающим разобраться во всех этих хитросплетениях нот и пальцев.

  68. Дмитрий

    Привет.
    Вам названия нот или на нотном стане нарисовать?

  69. Daman

    Дмитрий Трушков
    Ничего сложно, представьте например ноту находящуюся между первой и второй линией(если считать сверху), представили? Эта нота будет называться МИ….. Вообще, лучше в комментах подсказывать понятнее. Я сам играю на многих инструментах, и читаю ноты с листа, но с трудом разобрался в данном комментарии-подсказке. Потому что привык, что первой линии сверху не бывает, и первой снизу не бывает, как не бывает и первой в середине нотоносца. Первая линия — она и есть просто первая линия. На ней пишется нота МИ первой октавы в скрипичном ключе.А «первая сверху» — никакая она не первая, а ПЯТАЯ.Просто такими подсказками можно ещё больше запутать человека. Человек, похоже, понял, но только именно потому, что впервые взялся за ноты. И очень желательно, чтобы с самого начала привыкал к ПРАВИЛЬНЫМ терминам. Второе, в комменте — в ключе никогда диез для МИ не ставиться. Пример совершенно неудачный. Для начинающего тем более. Случайный диез — да, но не в ключе. Потому что диез повышает ноту на пол тона, а между МИ и ФА — всего пол тона. Как и между СИ и ДО. Во всех остальных случаях — тон, т.е. 2 полутона. И если попадается случайный диез в партии — то МИ диез — это не что иное, как ФА чистое. Как и СИ диез — это ДО чистое. Иногда так нужно обозначить по ходу партии. Но это уже другая история :-)

  70. Daman

    Впрочем, пардон, по поводу ключевого диеза для МИ — это я погорячился :-) Таковой существует, конечно. :-) Приношу свои извинения.

  71. superadmin (автор)

    Где то, о чем идет речь в комментарии? где это в уроках?

  72. Алексей

    Добрый день, объясните, пожалуйста, логику формирования мажорной гаммы. В уроке указана формула тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
    Почему тогда До мажорная гамма, которая по-логике начинается с До, играется по всем белым клавишам? По формуле получается До-Ре-Ре#(черная клавиша)-Ми-Фа-Соль-Соль#(черная клавиша). Проясните пожалуйста. Спасибо.

  73. superadmin (автор)

    Именно тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон, а цепочка из таких нот До-Ре-Ре#-Ми-Фа-Соль-Соль# — это тон-полутон-полутон-полутон-тон-полутон. Вот что получилось.
    между До и Ре — тон
    Ре и Ми — тон
    Ми и Фа — полутон
    Фа и Соль — тон
    Соль и Ля — тон
    Ля и Си — тон
    Си и До — полутон

  74. superadmin (автор)

    Комментарии у этому уроку закрыты. Задавайте свои вопросы в нашей группе ВКонтакте: vk.com/propianino

  75. надежда

    как перейти ко второму уроку?

  76. superadmin (автор)

    Добрый день! Добавили ссылку на следующий урок перед Заключением.

  77. Александр

    Добрый день!

    Не совсем понял как играть гаммы. Например До мажор.
    На какой ноте должен быть палец 1, на ноте до?
    Тренируемся сначала правой, потом левой или важно совместно?

  78. Маша

    Напишите к уроку нумерацию пальцев, как играть соль-ную гамму. Мне непонятно какой палец ставить на диез.

  79. Радмир

    Спасибо, наконец понятное для новичка, но при этом интересное изложение с нагрузкой:)

  80. Артур

    На моменте со знаками альтерации становится непонятно. Ладно, я их понял. Понял как они выглядят. Но мне тут же пихают нотный стан, я правда 10 минут назад не знал что это. Где скрипичный ключ и ноты расположены на линиях, а почему именно так я не понимаю. Это только пример или я именно это в данный момент должен был запомнить?

  81. Юля

    ничего не понятно.от слова совсем(

  82. Валерия

    Здравствуйте! А разве не соль мажорная гамма будет играться по-другому? Для фа# больше подходит 4 палец, а не первый

  83. Валерия

    Разобралась, вопросов не осталось))

  84. Александр

    Эти мажоры нужно проигрывать двумя руками одновременно или каждой рукой по отдельности?

  85. Влад

    Здравствуйте, все здорово, почти все понятно. Но не нашел основного.
    Куда положить правую руку и куда левою изначально?
    На какие октавы? Понятно что расстояние между ними одна октава, но изначальная позиция какая?

  86. Андрей

    Спасибо! Прекрасно провел время) только не понял к чему инфо про 2 тона полутон 3 тона полутон.
    Плюс хоть вы и старались разьяснить, инфо выше запутала как играть гамму, на видео понял буквальность от до до до, а искал связь с полутонами)

  87. Михаи

    Спасибо за труд! Все очень хорошо изложено и разложено!

  88. Наталия

    Спасибо большое за ваш труд! Все отлично — вспомнила детство :) Только в первом уроке мне не хватило информации про октавы и ключи (общей).

  89. Мария

    Сам не дотумкаешь что за порядок пальцев, по клавишам если б показали,то понятнее было бы. Ясно только тем, кто уже имеет какоето понимание о чем речь и что за порядок пальцев. С момента «знаков альтерации» Я уже ничего ее поняла.

  90. bdwind

    еще одна ошибка закралась в картинку https://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/01/Image-3.png от Ми до Фа это тон)

  91. bdwind

    А нет, если черной клавиши между белых нет, значит между ними полутон, правда слышится это с трудом…

  92. Мила

    Застряла на описании гамм:

    — «Гаммы построены из 8 нот», «2 тона — полутон — 3 тона — полутон», но 2+1+3+1 = 7

    — Про гамму До мажорная. Опять «2 тона — полутон — 3 тона — полутон» у меня никак не матчатся с «До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До». Если идём по белым, то получается: До (тон) — Ре (тон) — Ми (тон) — Фа (полутон) — Соль (тон) — Ля (тон) — Си (тон) — До (полутон).

  93. Мила

    Для двух гамм формула получается такая (посчитала по опубликованным схемам До мажор, Соль мажор и Фа мажор): 3 тона — полутон — 3 тона — полутон — 2 тона — полутон — 3 тона — полутон?

    Никак я не приду к формуле одной гаммы «2 тона — полутон — 3 тона — полутон», только как к части формулы для 2 гамм :(

  94. Сергей

    Отличный материал!
    Но вопрос про ключевую альтерацию. Я не правильно думал(?), что ВСЕГДА своей ноте (изображению на нотном стане) соответствует своя клавиша. Если стоит например F#, то на протяжении всего произведения ВСЕ «фа» нужно и играть уже на черной клавише? Т.е. на нотном стане написано фа, но играем уже черной клавишей?

  95. ALEKSANDR

    Никогда не играл на инструментах. Купили дочери пианино, решил научиться! Спасибо вашему самоучителю, теперь я умею играть 3 гаммы в 2 октавы! Перехожу на следующий урок

  96. 228

    Нихера не понятно, но очень интересно

  97. Андрей

    у меня такой вопрос. как может ключевой знак альтерации (например соль диез) стоящий на определенной линейке применяться ко всем нотам соль (любая октава как вы говорите) если каждая нота находится строго в определенном месте на своей линейке то есть знак альтерации при ключе применяется к конкретной ноте в заданной октаве а не любой октавы так наверное

  98. Джон

    В самом начале говорите про октавы и аккорды, но при этом не описываете, что это такое. Мне, например, непонятно. Думаю, статью хорошо было бы начать с описания терминов.

  99. leftina

    Огромное спасибо и отдельный респект за метод подачи материала :)
    Благодаря Вам все очень четко вспоминается несмотря на многолетний перерыв, вот только технически пальцы уже ничего не помнят(((( В этом году отмечаю годовщину — 20 лет окончания муз.школы и по этому поводу решила сделать себе подарок — цифровое пианино и поставила цель «Вспомнить все 20 лет спустя». Думаете получится?

  100. Егор

    Добрый день! Пусть мой вопрос будет глупым, но я не понимаю, как понять, что на нотном стане стоит нота соль???? Вот например, когда Вы указывали диезы, пять полос на нотном стане, скрипичный ключ и около него диезы, я всю голову сломал, как начать читать стан, почему диезы идут именно так: фа-до-соль-ре-ля-ми-си? вот первая полоса черная горизонталььная, она же разделяет ноты До и Ре, а сама черта являтся диезом для До и бимолем для Ре или я не понимаю тогда ничего.

  101. Walter

    Музшколу на заканчивал и не учился в ней. В 13 начал сам играть и в 16 после прослушивания согласились принять в музучилище. Отец играл на любом практически инструменте, я рос под музыку. Но вот только в 13 что-то перещелкнуло… Исполнял среди прочего довольно серьезные вещи — Апассионату всю, революционный этюд Шопена и далее. Но я тогда выбрал другой путь, науку. Родня у меня музыкальная, вот гены и вылезли. Даже один родственник был композитоом в малом театре, на его музыку там не один спектакль. После стал членом союза композиторов германии. И в германии же есть еще один музыкант. Ну а я к своему 70-ти летию решил попробовать себя заново, вспомнить былое . Так что «Вспомнить все 20 лет спустя» не для меня. У меня КУДА дольше этот срок! Но пальцы и голова в норме.

  102. Агнэзэ

    Всё хорошо и понятно написано, но одного мой разум уловить не может: почему на шестой картинке некоторые ноты соединены палочкой сверху? Перечитала и пересмотрела очень много статей и видео о нотной грамоте, но нигде об этом не говорилось. Можете объяснить, пожалуйста? Буду очень благодарна.

  103. Светлана

    Не сразу, но стало понятно, вопрос, когда играем гаммы, только по белым клавишам нажимаем или на черные тоже?

  104. Елена

    это длительность нот. Соединённые и закрашенные это восьмые(считают на первую ноту «раз»,на вторую «и»,на третью «два»,на четвёртую «и» ),а не закрашенные с палочкой это половинные (на одну эту ноту счет такой же «раз и два и»).закрашенная с палочкой это четвертная -считается «раз и»,если не закрашенная без палочки это целая- считается «раз и два и три и четыре и»

  105. Сергей

    добрый день! вопрос возможно не совсем в тему, но всегда интересовало. почему надо сдвигать на квинту именно, чтобы получить другую тональность. почему нельзя на секунду сдвинуть или на терцию к примеру?

  106. Прохожий

    Замечательно. Спасибо, всё достаточно понятно изложено.
    Однако, остались вопросы.
    Зачем, спрашивается, нужно при указании альтерации нот может понадобиться дубль-диез или дубль-бемоль? Почему сразу нельзя указать ноту на целый тон выше или ниже? Например, почему может потребоваться в нотном стане писать ноту «до дубль-диез» вместо простого и лаконичного «ре»?
    И зачем нужен «си диез», когда в нотном арсенале есть нота «до»?

  107. Ярослав.

    Вообще не понял что значат эти цифры. куда нажимать? на что вообще они указывают? я возможно покажусь немного отсталым, но мне действительно не понятно.

  108. Nur

    Я первый раз вижу все ясно и понятно спасибо, а 2 часть есть если нет тогда ссылку можете отправить. Мой номер 87476997535 please.

  109. Светлана

    Огромная благодарность всем создателям сайта! Вы подарили надежду многим людям! Есть возможность прикоснуться к миру музыки, даже тем, кто уже и не мечтал об этом!

  110. Маня

    Просто супер я я учусь в музыкальном но интересно чему же учительница в интернете, спасибо за информацию.

  111. Анна

    Как найти доступ к следующим урокам? Спасибо

  112. superadmin (автор)

    Здравствуйте, Анна! Если бы вы прошли первый урок до конца, то обязательно бы нашли ссылку на следующий урок :) Внимание и еще раз внимание нужно каждому для успешного освоения игры на пианино!

  113. Татьяна

    Я очень рада, что сразу нашла сайт с прекрасной и профессиональной подачей материала. Мне 60 лет и у меня была мечта научиться играть на фортепиано. В детстве я закончила 2 класса музшколы по классу баяна. Знания нотной грамоты к счастью не пропали, однако фортепиано не баян. Начала заниматься по вашим урокам — всё чётко, ясно и понятно. Благодарю вас за такой огромный труд, да ещё и в свободном доступе для всех желающих научиться играть на фортепиано

  114. OldMaestro

    Здравствуйте. Значит в гамме С , при переходе на вторую октаву с В на С , идет переход с безымянного пальца на мезинец?)) мои пальцы в шоке)) надеюсь привыкнут))
    Спасибо за урок))

  115. Степан

    В чем смысл дубль-диезов и дубль-бемолей, если различие на 1 тон? Почему просто не написать другую ноту?

  116. Арина

    Нечего не понимаю (((

  117. Tomov

    Спасибо большое за ваш урок, приятно видеть в интернете бесплатные хорошие источники, буду рекомендовать друзьям!

  118. Daniel

    В начале неправильно!!! Си бемоль не равно до!!!

  119. Moriarti

    Наконецто нормальная статья где все говорится по факту, без лишней болтавни как в ютубе, почти на все свои вопросы я прочитал

  120. Олег

    Захотелось присоединиться к беседе и высказать слова благодарности за данный урок. Так же хочется (верить в себя) проигрывать данный урок (ну после тренировок) сразу обеими руками. Большое спасибо!

  121. фердинанд

    фердинанд-84года-инвалид ВС-дитя войны-почти абс слух но жажду ХОРОШЕЙ теории- и тут не в бровь- а в глаз- СПАСИБО внучка!!!

  122. rihad

    Почему две октавы вправо от Фа должны быть тяжелее для перебора методом для До если все клавиши и там и там белые? Сорри, здесь я потерялся, не очень хорошо объяснили.

  123. Владимир

    Большое спасибо, за ёмкий и написанный простым языком урок! В детстве музыкальные инструменты манили, но не было возможности и терпения у родителей запинать меня в музыкальную школу. Однако пианино у нас было, и я сам как-то разбирался в нотах, пытался играть простые мелодии. Всё это осталось от старших брата с сестрой. Потом с переездом пиано пришлось отдать.
    Вот спустя 20 лет снова появилась возможность тряхнуть стариной. Дочка идёт в музыкальную школу и дома появился инструмент. А какой лучший способ «заставить» ребенка читать, оторваться от планшета или полюбить музыку? Ну конечно же собственный пример. Благодаря вашим урокам я смогу реализовать детскую мечту. Наигрывать мелодию и попадать в ноты мне очень нравится. А там глядишь и дочке будет стимул научиться играть. Ей пианино тоже нравится, но как и всем детям не хватает усидчивости. Техника конечно не стоит на месте и теперь можно использовать электронные инструменты которые не будут мешать соседям, можно наигрывать гаммы хоть ночью, пока рука не отвалится. Еще раз большое спасибо.

Добавить комментарий