Григораш Динику был выдающимся румынским цыганским композитором и скрипачом своего времени. Артистом, получившим хвалебные отзывы за свою виртуозность от многих всемирно известных исполнителей, в том числе Яши Хейфеца, который назвал его самым талантливым скрипачом, с которым он когда-либо сталкивался.
Репутация Динику, как композитора, так и в качестве исполнителя, начала исчезать после его смерти. Во многом его карьера была подобна его клавишному коллеге Игнацу Ян Падеревскому. Динику так же, как и Падеревский, проявил себя в политике, хотя и в меньшем масштабе, тем самым привлекая внимание к своим, по большей части ярким, виртуозным и мелодичным композициям.
В конце 20-х годов Григораш Динику сделал ряд звукозаписей, некоторые из них переиздаются и сейчас. Яша Хейфец организовал запись нескольких произведений композитора, именно это подвигло многих скрипачей тех лет записать свои произведения. Динику известен, в первую очередь, благодаря его популярной пьесе «Hora staccato» (Хора-стаккато), написанной, как и большинство его композиций, для скрипки и фортепиано:
Но он не стал композитором одной песни: следует также отметить «Hora spiccato», «Hora de concert», и «Improvisation à la Dinicu».
Содержание статьи
Сложная судьба Григораша Динику
Григораш Динику родился в Бухаресте, Румыния, 3 апреля 1889 года с семье потомственных цыганских музыкантов. Его отец, Ион Динику, был гастролирующим музыкантом и на образование сына ему абсолютно не хватало времени. Поэтому обучать музыке маленького Григораша стал старый скрипач Моса Замфира, который научил мальчика играть первые песни. В юном возрасте Григораш поступил в Консерваторию Бухареста (в 1902 году). Там он изучал теорию музыки и сольфеджио у композитора Дмитрия Кирьяк-Георгеску и скрипку у Карла Флеша, также он обучался у Альфонсо Кастальди и Рудольфа Малера, а позднее — у Сесилии Нитжулеску-Лупу и Василия Филипа.
Динику окончил консерваторию в 1906 году. На выпускном экзамене он исполнял Концерт №1 для скрипки с оркестром Николо Паганини. За это выступление он был удостоен Первой премии, именно тогда, на бис, была впервые исполнена пьеса «Hora staccato», принесшая бессмертие своему автору. Григораш получил стипендию для обучения в Венской консерватории, но его не допустили к занятиям, поскольку он был цыганом, — эпизод, который композитор помнил всю жизнь.
Карьера композитора и исполнителя
С 1906 по 1908 год Динику играл в оркестре Министерства народного просвещения, а также выступал с сольными концертами. Примерно с этого времени и до 1946 года он регулярно давал популярные концерты, появляясь в них как скрипач и дирижер. Часто играл в ночных клубах, ресторанах и в других общественных местах.
В частности, в 1913 году он заключил
контракт с рестораном Энеску, где играл более 22 лет. Именно сюда частенько заглядывали мировые певцы и музыканты, бывшие проездом в Будапеште. Его музыкальные программы отвечали самым высоким требованиям, включали в себя как интерпритации Динику классической музыки, так и популярных песен.
С началом Первой мировой войны Динику стал организатором благотворительных концертов в госпиталях и больницах для раненых и больных тифом.
В послевоенные годы он создал собственный ансамбль. Для Григораша наступил Золотой век. Известный венгерский скрипач Лац Лаци, носивший прозвище «Принц музыкантов», увидев выступление Динику, сказал:
«Если я принц музыкантов, то этот цыган, кажется, настоящий король»
В 1930 году Динику занялся вопросами политики цыган в Румынии, но он никогда не занимал официальной должности. Между тем, композитор был удостоен звания почетного президента Единого союза цыган Румынии.
Время путешествий
Динику много времени провел в турах по Европе и за океаном, а с 1927 года сделал ряд звукозаписей. Его исполнение «Hora staccato» относится к периоду 1927-1928 годов, тогда он записал свои произведения («Hungarian Potpourri», «Hora lui teisanu») и работы других композиторов, в том числе Мелодию No.3 из «Воспоминаний о дорогом месте» П.И. Чайковского.
Во время путешествий Григораш, знакомясь с европейскими музыкантами и композиторами, постоянно пополнял свой репертуар классическими произведениями. Вернувшись в страну, с 1932 года Динику дает в филармонии концерты с оркестром и продолжает работать в ресторане «Континенталь». Но сцена не забывает солиста, так в 1935 году он выступает с оркестром под управлением Джорджа Георгеску, в 1936-м — с оркестром Генри Венявского. 1937 год принес ему приглашение играть на Международной выставке в Париже.
Всемирная выставка в Нью-Йорке 1939 года позволила ансамблю Динику посетить Америку. В течение четырех месяцев они играли в ресторане Филипеску Джина в Нью-Йорке, где среди восторженных слушателей оказалась и Марлен Дитрих. С началом Второй мировой войны музыканты вернулись домой.
Динику продолжал деятельность исполнителя и композитора на протяжении военных лет. Во время гастролей в Анкаре и Стамбуле (1943 год) он пострадал от серии инсультов, после чего ему стало сложно двигать левой рукой, но скрипач не сдавался, продолжая исполнять свои любимые песни.
После 1946 года активная деятельность композитора пошла на спад. В 1947 году артисту, чувствовавшему боли в шее, диагностировали рак гортани. После второй операции Григораш Динику умер, — это случилось 28 марта 1949 года в Бухаресте. Его похоронили на кладбище «Возрождение», рядом с другими музыкантами. На похоронах оркестр исполнял его шедевр «Хора-стакатто».
Творческое наследие Григораша Динику
Будучи потомственным цыганом-музыкантом, Динику писал произведения в основном для скрипки и фортепиано. К некоторым его сочинениям (например, «Хора-стакатто») были впоследствии сделаны переложения для других инструментов: для трубы и фортепиано, а также для скрипки с оркестром.
Среди его сочинений наиболее известными стали такие произведения как:
- Hora spiccato (сильная хора)
- Hora de concert (концертная хора)
- Hora mărţişorului (мэрцишор, дословный перевод с румынского «немного марта»)
- Hora de la Chiţorani
- Hora Expoziţiei de la Pari
- Импровизация а-ля Динику
- Orientale a-la tzigane
- Sârba lui Tanţi (сырба — румынский народный танец)