Аккорды в сольфеджио: изучаем главные трезвучия лада


Любой любитель музицировать рано или поздно задается вопросом – а как подобрать аккорды песен на фортепиано. Отвечаю – для этого надо овладеть знаниями и навыками в теории музыки и сольфеджио. И первое, что вам предстоит понять – что такое главные трезвучия лада. На самом деле, огромное количество песен строится на 3-4 аккордах, и надо понять структуру и правила гармонизации (то есть правила подбора аккордов к произведению). Тогда вы сможете подыграть себе сопровождение на пианино к любой композиции.

Сразу говорю, что подобрать аккомпанемент на пианино — не так просто, это потребует определенных знаний и навыков. Но ведь нужно с чего-то начинать. Вот и начнем со знакомства с трезвучиями главных ступеней.

Главные ступени лада – основа музыкального сопровождения

Как вы помните с одного из прошлых уроков о тональностях, ступеней в музыке всего семь, и именно на их основе строятся различные аккорды. Три из них называются устойчивыми, а четыре – неустойчивыми. Есть еще понятие – главные ступени. Очень распространенная ошибка в освоении сольфеджио – это путаница между устойчивыми и главными ступенями. Эти понятия путать не нужно, это как горячее и зеленое – характеристики разные. Итак, главными ступенями лада считаются I, IV и V. И названия у них тоже есть:

  •  I – тоника,
  • IV – субдоминанта,
  • V – доминанта.

Как вы видите, главные ступени в до мажоре – ДО, ФА и СОЛЬ. В разных тональностях ступени будут всегда I, IV и V, но ноты всегда будут разные.

Вот главные ступени до мажора:

Главные ступени до мажорного лада
Главные ступени в до мажоре

Если мы переместимся в другую тональность, то и ноты главных ступеней будут уже другие.

Для примера рассмотрим Ре мажор, это будут уже другие ноты:

Главные ступени ре мажорного лада
Главные ступени в ре мажоре

Главные трезвучия лада – основа будущего аккомпанемента. Построение субдоминантового и доминантового трезвучия.

Но чтобы подобрать аккомпанемент, одних главных ступеней недостаточно. Нужно еще построить трезвучия от этих главных ступеней, то есть подобрать аккорды песен. Тоническое трезвучие мы строили в предыдущем уроке, а вот субдоминантовое и доминантовое построим сейчас. Собственно говоря, принцип построения трезвучий одинаков – нотки через одну.

Главные трезвучия до мажорной тональности
Главные трезвучия в до мажоре

Если вы поймете принцип построения главных трезвучий, то очень скоро вы сумеете подобрать аккорды к любой понравившейся песне.

А пока посмотрите видео и узнайте, как строятся трезвучия главных ступеней в тональности до мажор:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий