Генрих Нейгауз: красота искусства — это красота души


Фортепианная игра Нейгауза поражает своей выразительностью
Генрих Нейгауз: «Звук должен быть окутан тишиной»

Имя Генриха Густавовича Нейгауза знакомо каждому человеку, так или иначе связанному с музыкой. Знаменитый пианист, педагог, теоретик фортепианной игры навсегда оставил свой след в мировой музыкальной культуре.

Детство и юность

Генрих Нейгауз родился в музыкальной семье. Его отец был директором музыкальной школы в Елисаветграде. Получив музыкальное образование в Германии, Густав Вильгельмович Нейгауз стал пианистом, педагогом, композитором и музыкальным теоретиком. Разумеется, музыкальное воспитание сына он взял на себя. Однако методы преподавания и фортепианной игры отца вызывали отторжение у маленького Генриха. Поэтому в вопросах пианизма он пытался разобраться самостоятельно. В детские годы Генриха Нейгауза наибольшее музыкальное влияние на него оказал его дядя Феликс Блуменфельд.

Отец относился к творческим поискам сына крайне неодобрительно. Отсюда возникла двойственность отношения к музыке у маленького мальчика. В своих воспоминаниях Генрих Нейгауз пишет о своем взгляде «на музыку как на нечто в высшей степени прозаическое», и одновременно о том, как она вызывала у него «страшный восторг, слезы, детские потрясения». Сухое немецкое воспитание отца конфликтовало с тонкой душевной организацией маленького музыканта. В восемь лет Генрих Нейгауз уже начал импровизировать за инструментом, чуть позже – стал записывать собственную музыку. В десять лет начались первые публичные выступления, а в шестнадцать он уже с успехом гастролировал по Германии, давая сольные концерты и концерты в сопровождении симфонического оркестра.

Образование

Чуть позже Нейгауз отправился в Берлин – совершенствовать свое музыкальное мастерство. В 1906-1907гг он учился у пианиста-виртуоза Годовского, а в 1910 поступил в Берлинскую музыкальную академию и прошел там полный курс занятий композицией под руководством профессора Юона. Но от композиторской деятельности Нейгауз вскоре отказался, усомнившись в своих возможностях и решив посвятить себя исполнительскому мастерству.

В 1914 году Генрих Нейгауз блестяще окончил Школу мастерства при Венской музыкальной академии, совершил несколько концертных поездок по Германии и Австрии, а после вернулся в свой родной город.

К слову, сам музыкант не был доволен своим образованием. Он вспоминал: «Надо было послать меня в Мос­ковскую консерваторию, а меня послали к Годовскому», жалел о том, что у него не было хорошей русской школы фортепианной игры. Свои проблемы в области техники Нейгауз также объяснял отсутствием систематического образования. Общего образования он тоже не получил: Нейгауз ежегодно сдавал экзамены гимназического курса, не посещая учебного заведения. Сделаться по-настоящему образованным и эрудированным человеком ему помогли природная одаренность, впечатления от зарубежных поездок, тяга к знаниям и готовность воспринимать все новое и неизвестное. Генрих Нейгауз превосходно разбирался в изобразительном искусстве и литературе, интересовался философией и естественными науками, свободно владел немецким, английским, французским, итальянским, польским и украинским языками. А кроме того, близко дружил с лучшими представителями интеллигенции того времени: музыкантами, художниками, поэтами.

Дальнейшая судьба

Генрих Нейгауз за инструментом
Душевный порыв в сочетании с интеллектом — вот что, по мнению Нейгауза, должно присутствовать в игре каждого пианиста

В 1922 году Нейгауз стал преподавателем Московской консерватории, сначала в качестве профессора класса специального фортепиано, после – в качестве заведующего кафедрой. Авторитет Генриха Густавовича в музыкальном мире постоянно рос: особая манера исполнительства в сочетании с педагогическим талантом давала удивительные результаты.

В 1941 году Нейгауз был арестован. Его обвиняли в поддержании отношений с немцами. После полугодового заключения на Лубянке и долгих ходатайств учеников и почитателей Нейгауз был отправлен в ссылку на Урал. Там, в городе Свердловске, он два года преподавал в консерватории. Его возвращение в Москву стало настоящим триумфом: первый концерт реабилитированного профессора превратился в огромное музыкальное событие с неистовыми аплодисментами.

До середины 50-х годов Генрих Густавович Нейгауз вел активную концертную деятельность, записал несколько граммофонных пластинок с лучшей музыкой всех времен. И сегодня мы можем услышать в его исполнении музыку Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена, Скрябина, Прокофьева, Дебюсси. Однако из-за болезни правой руки Нейгаузу становилось все сложнее играть – в день отмечания своего 70-летия он дал последний концерт в Большом зале Московской консерватории – и более уже не выходил на сцену.

Музыка

В своей книге «Об искусстве фортепианной игры» Нейгауз пишет о том, что «талант есть страсть плюс интеллект». Это закономерный вывод всей его жизни. Музыкально одаренный от природы, тонко чувствующий музыку всей душой, Генрих Нейгауз в детстве сначала попал под влияние сухого и методичного отца, а затем, усиленно занимаясь самообразованием, развил в себе интеллектуальную составляющую. Сочетание этих двух противоположных черт характера и сделали его выдающимся пианистом, педагогом и писателем.

Исполнительское мастерство Нейгауза поражает. Каждое произведение он не только пропускает через свою душу, но и осмысляет интеллектуально. Нейгауз не мыслит музыки без исторического, философского, культурного, музыкального и эстетического контекста. Именно это придает такую содержательность его фортепианной игре. Проникновение в замысел композитора, стремление выразить самую суть музыки – и в то же время вдохновенный порыв, присущий пианисту, и легкий флер импровизационности – все это создает неповторимую игру Нейгауза, тонкую, интеллектуальную, и в то же время эмоциональную, страстную, возникающую «здесь и сейчас».

Педагогическая деятельность

Нейгауз во время урока
Нейгауз был не только выдающимся музыкантом, но и прекрасным педагогом

Среди учеников Нейгауза есть такие известные люди и большие музыканты как Яков Зак, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Тихон Хренников. Педагогические принципы Генриха Густавовича – естественное следствие его исполнительской деятельности. Он стремился развить индивидуальность своих учеников, очень чутко относился к внутреннему миру каждого, кто приходил в его класс. Он не только занимался с учениками фортепианной техникой, но и способствовал их интеллектуальному, артистическому развитию. В своих воспоминаниях Нейгауз пишет, что «источник красоты искусства – душевная красота человека, которую надо воспитать». Это и происходило на его уроках. Ученики Генриха Густавовича стали не только настоящими музыкантами, но и эрудированными, тонко чувствующими, душевно красивыми людьми.

Сам Нейгауз говорил: «Гениев и таланты создавать нельзя, но можно создать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении».

Об искусстве фортепианной игры

Книга Нейгауза, посвященная пианистическому мастерству – ценнейший труд, одна из самых крупных литературных работ в области фортепианной музыки. Это не банальный «учебник», а многогранное произведение, которое содержит множество ценных указаний, замечаний, повествует о тонкостях игры на фортепиано. Интересная, захватывающая книга открывает читателям мир музыки, учит тоньше понимать и чувствовать ее. Генрих Густавович Нейгауз написал эту вещь, руководствуясь всем своим творческим и жизненным опытом, своим отношением к музыке и окружающему миру. Каждый человек, так или иначе причастный к миру музыки, будь то будущий пианист или благодарный слушатель, найдет в этой книге что-то удивительное для себя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий