Эдвард Килений младший, родившийся 7 мая 1910 года, был венгерско-американским классическим пианистом и педагогом, учеником, другом, а позже коллегой Эрнста фон Донаньи (1877-1960) — венгерского композитора и пианиста. Оба мужчины считаются одними из самых влиятельных музыкантов 20 века.
Родившись в Филадельфии, Килений обучался в Королевской Академии им. Листа в Будапеште. Начиная с 1930-х, Эдвард выступал с десятками ведущих оркестров Европы и Америки. Выступления, прервавшиеся только на время службы в армии США во время Второй мировой войны, охватили шесть десятилетий и перекрыли обширный диапазон музыкальных стилей. Он записал более 100 работ, некоторые из которых переизданы на компакт-дисках.
Содержание статьи
Счастливое детство Эдварда Киления
Килений был сыном Эдварда Киления-старшего (1884–1968) — скрипача, учителя и композитора. Время от времени Килений-старший работал композитором, аранжировщиком и музыкальным руководителем в кино-индустрии, в первые годы звуковых фильмов. Он также обучал гармонии Джорджа Гершвина.
Эдвард младший в возрасте трех лет мог наиграть на фортепиано мелодии квинтета своего отца.
«Его отец дал ему полное музыкальное образование, но не лишил радостей обычного детства, исключив преждевременную эксплуатацию в качестве вундеркинда» — написано на одной из обложек записей Киления.
В 11 лет молодой пианист играл для Эрнста фон Донаньи, когда тот посетил Нью-Йорк. Маэстро предложил взять музыкальное образование мальчика в свои руки.
Таким образом, Эдвард Килений отправился на родину своего отца, в Венгрию, обучаться в Академии Ференца Листа.
Спустя несколько лет он уже давал совместные концерты со своим учителем. В 1928 году Донаньи взял молодого протеже в тур, посвященный столетию Шуберта.
Начало гастролей в качестве пианиста
После окончания Академии Эдвард Килений начал гастролировать по Европе.
Томас Бичем пригласил, по его словам, «истинного преемника великих романтиков, художника в манере Листа и Рубинштейна» в Англию, с целью представить пианиста всей стране.
Этот тур с Лондонским Филармоническим оркестром прошел в 1935 году. Успех в Лондоне повлек приглашения от лучших оркестров Франции, Германии и Америки, а также Будапештской филармонии. На следующий год во время выступления на французско-венгерском фестивале имени Листа игру Киления услышал Ян Падеревский и был впечатлен молодым пианистом.
Один из критиков так комментировал игру Эдварда: «… в настоящее время он склонен увлекаться порывистостью, приближаясь к кульминационному моменту …, но эта ошибка естественна для молодежи».
Европейское признание мастерства пианиста стало поводом для приглашения от французкой студии звукозаписи «Pathé» и последующего издания работ Листа в исполнении Эдварда. Запись «Todtentanz» Ф. Листа получила в 1939 году престижную французскую премию «Grand Prix du Disque».
В октябре 1940 года состоялся сольный дебют Киления в Ратуше Нью-Йорка. Затем последовал ряд концертов в США, в том числе выступление пианиста с оркестром в Карнеги-Холл.
Дирижер Юджин Ормэнд поделился своим впечатлением от работы с Эдвардом: «Нелегко пробудить во мне энтузиазм, но он сделал это спустя минуту как коснулся клавиш».
Влияние Второй мировой войны на жизнь Э. Киления
Карьера, набиравшая обороты, была прервана с входом Америки во Вторую мировую войну. Килений поступает на службу в американскую армию и служит четыре года в качестве офицера социального обеспечения. В 1945 году его отправляют в Германию, назначив офицером Музыкального Контроля в Баварии. Его задачей было восстановление культурной жизни в регионе.
Ряду известных дирижеров было запрещено выступать по политическим причинам. Когда встал вопрос поиска нового дирижера для оркестра Баварской государственной оперы в Мюнхене, Эдвард Килений, пользуясь служебным положением, смог снять подозрения с Георга Шолти, который также был учеником Донаньи. Это вмешательство стало основой последующей карьеры Шолти.
В годы пребывания в Германии Эдвард лучше узнал немецкий образ жизни и установил контакты с артистами и оркестрами. Это способствовало ряду записей для лейбла «Remington» в 50-х годах, когда он вернулся к карьере пианиста.
Своим служебным положением Килений воспользовался и для поисков учителя, покинувшего Будапешт. Потребовалось три месяца, чтобы обнаружить Эрнста фон Донаньи в австрийской деревушке Нойкирхен. Ученик помог своему наставнику получить место преподавателя в Университете штата Флорида. Четыре года спустя Килений присоединился к учителю в качестве профессора фортепиано и преподавал почти тридцать лет, до 1982 года.
Преподавательская деятельность Эдварда Киления
В преподавании, говоря об изучении произведений и их интерпретации, Эдвард Килений обращал внимание на необходимость знания о самом композиторе и его эпохе.
«К Шуману нужно подходить в мире, в котором он жил; необходимо реконструировать и пронести его жизнь через музыку. Только тогда студент может предложить соответствующую интерпретацию работы композитора. Чтобы достичь этого, он должен жить с Шуманом! Он должен понять, что Шуман был интеллектуалом, что его музыка была не просто «романтична»; но также то, что она была создана во время расцвета романтической литературы в Германии того времени. Если студент прочтет, что Шуман был под влиянием Жан-Поля Рихтера и Эрнста Теодора Гофмана, он должен быть вдохновлен (энтузиазмом, а также желанием самосовершенствования) найти работы этих писателей и открыть для себя, что они хотели сказать. Невозможно играть «Kreisleriana», например, не погружаясь самому в дух безумного капельмейстера Гофмана, Иоганнеса Крейслера. К каждому композитору нужно подходить не как к самостоятельному явлению, но как к отражению жизни, течений, вкусов, даже причуд эпохи, которая воспитала его». — Эдвард Килений.
Послевоенная жизнь Эдварда Киления была посвящена преподаванию и концертной деятельности. Репертуар был настолько обширен, что однажды пианист обратился к зрителям, чтобы те помогли ему выбрать для исполнения 4 из 32 сонат Бетховена. Также он исполнял множество произведений Шопена, Дебюсси, Бартока, Шумана, Брамса и Листа.
В 1986 году венгерское правительство наградило Киления медалью 100-летия Листа, а в 1990 году присвоило звание «Флоридского посла Искусств».
6 января 2000 года Эдвард Килений умер в возрасте 89 лет в Таллахасси.