То, что делали в литературе Ибсен и Вьернсон, в музыке сделал Эдвард Григ. Его музыка, выросшая на почве норвежских народных песен и танцев, ярко национальна и в то же время понятна и привлекательна для слушателей любой страны. И мировое музыкальное искусство уже нельзя себе представить без Грига, так же как без Глинки, Шопена, Шуберта…
Григ родился и вырос в семье, где любили и понимали музыку. Любителем музыки был отец — английский консул в Бергене, приморском норвежском городе. Мать Грига была образованной музыкантшей, она и стала первой учительницей сына, по его словам — очень строгой и требовательной и не слишком понимавшей склонность мальчика к импровизации в ущерб гаммам и упражнениям.
Но когда эти импровизации услышал знаменитый скрипач Уле Вулль, «норвежский Паганини», он уверенно сказал юному Григу: «Ты должен поехать в Лейпциг и стать музыкантом» (в Норвегии тогда еще не было консерватории). Решение это было беспрекословно принято родителями Грига, и пятнадцатилетний Эдвард стал студентом Лейпцигской консерватории.
Большинство консерваторских преподавателей требовало от студентов лишь строгого выполнения правил музыкальной науки, мало заботясь о подлинном развитии художественного вкуса. Но четыре лейпцигских года дали Григу много музыкальных впечатлений: он посещал концерты, оперные спектакли. Оперу Вагнера «Таигейзер» он слушал в театре четырнадцать раз!
В свою очередь, Андерсен одним из первых оценил талант композитора. Григ много писал и для фортепиано (сам он был отличным пианистом). Его соната, написанная в эти ранние годы, тоже принадлежит к популярнейшим произведениям.
Осенью 1866 года Григ вернулся на родину, полный энергии и разнообразных планов. Помимо творчества и концертных выступлений в качестве пианиста и дирижера, он работает как музыкальный критик, а кроме всего того, организует Музыкальную академию — первое профессионально-музыкальное учебное заведение в Норвегии. Просуществовала академия недолго — всего два года, так как с организационными и финансовыми трудностями Григ не справился. Да и на пути других его начинаний было много препятствий. «Норвегия забавная страна, — писал Григ другу.— В то время как в деревнях народ любит свои обычаи и считает своим высшим счастьем жить здоровой и полной жизнью нации, в городах, и особенно в столице, совсем наоборот: чем больше импортного, тем лучше!»
И сразу все изменилось, Григ получил государственную стипендию (о чем до того тщетно хлопотали его друзья), а значит, возможность работать, не думая о завтрашнем дне.
Осенью того же 1869 года он поехал в Рим, чтобы встретиться лично а жившим там Листом. Это свидание, в котором маститый композитор еще раз проявил свойственную ему доброжелательность и щедрость сердца, навсегда осталось в памяти Грига. «Я уверен, — писал Григ родителям из Рима, — что в воспоминаниях об этом часе заложена чудодейственная сила, которая поддержит меня в дни испытаний».
Вероятно, в напутствии, данном старым мастером молодому, и впрямь таилось что-то чудодейственное. Оно окрылило Грига, и 1870-е годы стали годами творческого подъема. Создаются его замечательные обработки венгерских песен и танцев, он бережно сохраняет особенности народного искусства: чистую, целомудренную лирику, простодушный, непосредственный юмор и то неповторимое своеобразие немного жестких, терпких интонаций, которые сам композитор называл «привкусом морской соли».
В эти же годы создан его вдохновенный фортепианный концерт, который музыковеды по праву назвали «Гимном Норвегии». Концерт Грига стоит в одном ряду с такими произведщениями этого жанра: концертами Чайковского, Рахманинова, Шумана, Листа.
И наконец, Григ достигает вершин искусства в сотрудничестве с выдающимися драматургами Норвегии – в музыке к драмам Бьернсона «Сигурд Юрзальфар» и «Берглиот» и к драме Ибсена «Пер Гюнт».
Из музыкально-драматических произведений Грига особенно широко извесна его музыка к драму Ибсена «Пер Гюнт» (отдельные номера из нее вошли в две оркестровых сюиты). Эта музыка, подытоживающая путь восхождения композитора, принесла ему мировую славу. Но он остался таким же скромным и простым, как и в годы юности. Концертируя за рубежом, он мечтает о деревенском уединении и с радостью возвращается на Родину.
Более года (1877-1878) Григ провел в деревне Лофтхюс на берегу фьорда, построив себе там «рабочий домик», где с трудом помещались печка, фортепиано и сам хозяин. Его друзьями стали местные крестьяне, от которых он записывал народные песни и скрипичные наигрыши. Начиная с 1885 года(композитору было тогда 42 года) его постоянным местом жительства становится местечко Трольхауген близ Бергена на берегу фьорда. Там он проводил весну и лето, посвящая их творчеству, общению с природой, отдыху от концертных поездок, целью которых было открытие Норвегии европейским слушателям.
Искренняя, чистая и светлая музыка Грига создана пробуждать в людях «чувства добрые», как говорил Пушкин. И это было сознательным стремлением композитора. В разгар русско-японской войны Григ писал русскому пианисту А. Зилоти о долге художника: «Как мало мы сделали! Военные песни и реквиемы могут быть прекрасными. И все же назначение искусства более высокое. Оно должно привести народы к сознанию, что искусство – вестник мира и что война есть нечто невозможное. Только тогда мы станем людьми».
Основные сочинения:
Для фортепиано:
«Лирические пьесы»
10 тетрадей (1867-1901)
Многочисленные обработки норвежских народных песен,
Соната (1865),
«Баллада» и др. пьесы.
Концерт для фортепиано с оркестром (1868).
Для голоса и фортепиано:
Около 150 песен и романсов на слова норвежских, датских и немецких поэтов.
Для ансамблей:
3 сонаты для скрипки и фортепиано,
Соната для виолончели и фортепиано,
Квартет.
Для оркестра:
Сюита из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт» (1888, 1896)
Для солистов, хора и оркестра:
«Берглиот» (на слова Бьернсона),
«Улаф Трюгвасон» (3 сцены из неоконченной опер на текст Бьернсона).
p style=»text-align: justify;»
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…