Добавочные линеечки в расположении нот на нотном стане


Линеечек в нотном стане только пять, это знают все. Но основную сложность при разучивании нот вызывают не основные линеечки, а добавочные. Расположение нот на нотном стане в скрипичном или басовом ключах еще можно вызубрить, а вот ниже или выше начинаются непонятки. Что ж, поможем разрешить эти проблемы.

Начнем со скрипичного ключа

Наряду с басовым это самый распространённый ключ. Ноты, записанные в скрипичном ключе, примерно соответствуют диапазону женского голоса.  Этим же диапазоном обладает скрипка – отсюда и название – скрипичный. В основном, всё расположение нот на нотном стане базируется на тех пяти линеечках, но не возбраняется использовать и добавочные.   Правда, использовать более 3х добавочных линеек нецелесообразно – тут даже у профессионала зарябит в глазах и он не сразу сообразит – а какая там написана нота. Внимательно посмотрите на рисунок.

Всем известная нота ДО первой октавы пишется в скрипичном ключе на первой добавочной линеечке. А далее идем вниз по звукоряду и читаем ноты, используя предлоги «на» и «под» потому что вниз шагаем.

  • До – на первой добавочной
  • Си – под первой добавочной (это уже малая октава, ближе к левой руке)
  • Ля – на второй добавочной (ну, не хватает нам линеек нотного стана)
  • Соль – под второй добавочной (пока еще ничего, понять можно)
  • Фа – на третьей добавочной (а, может, лучше в басовый ключ перебраться?)

А вот далее, если идти вниз, то уже нецелесообразно использовать добавочные линейки – ну право – пока сосчитаешь, пока сообразишь, музицировать не захочется. Именно поэтому и нужен басовый ключ. На картинке гляньте, как написаны те же самые ноты в другом ключе.

Нотки, обведенные кружочком, гораздо проще прочитать в «нижнем» ключе. Согласитесь, без добавочных линеек уже не так «замыливается» глаз.

Вот и пришло время поговорить про басовый ключ

Его еще называют ключ «фа», про него можно еще почитать в этой статье. Это мужчина со своим низким чарующим бархатным голосом. Вокальные партии для басов и баритонов пишутся только так. А  в фортепиано – это левая рука. (Кстати, представляете, какая гармония жизни – правая рука – женщина, левая – мужчина, прямо инь и янь, и друг без друга они неполнозвучны).

Принцип чтения нот на добавочных линейках точно такой же. Смотрим картинку.

Тут записаны ноты первой октавы в басовом ключе. Все они записаны на добавочных линеечках. Те, что кружочками обведены, лучше писать в скрипичном ключе, но бывает всякое, поэтому будьте готовы, что где-то в пьесах вам встретятся эти неудобные для глаз нотки.

  • До – на первой (пока удобно)
  • Ре – над первой (тоже ничего)
  • Ми – на второй (терпимо)
  • Фа – над второй (с этой ноты лучше перейти в скрипичный ключ)
  • Соль – на третьей (ну, если только в качестве исключения)
  • Ля – над третьей (да хватит издеваться над глазами – отправляйтесь в «женский» ключ)

Принцип чтения нот такой же, как и в скрипичном ключе, только предлоги мы используем – «на» и «над». (Вверх же идем)

В общем, учитесь читать музыку и понимать расположение нот на нотном стане даже если нотки записаны на добавочных линейках.

А послушать я вам предлагаю невероятно красивую мелодию Энио Морриконе, чья музыка известна своей непревзойденной мелодичностью и душевностью. Очень красиво, немного грустно, но может у вас как раз меланхоличное настроение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий