Дмитрий Алексеев: фортепианная игра как пение души


Дмитрий Алексеев за инструментом
Игра Дмитрия Алексеева подчеркнуто выразительна и эмоциональна

Дмитрий Константинович Алексеев – пианист необыкновенно широкого репертуара. Его рукам подвластны фортепианные произведения всех музыкальных направлений. В студенческие годы он одержал блестящую победу на конкурсе джазовой импровизации. Его темперамент нашел свое отражение в джазовых ритмах, в свободной и раскованной манере исполнения этой музыки – Дмитрию Алексееву предсказывали карьеру блестящего джазового пианиста.

Чуть позже Алексеев увлекся музыкой 20 века. В его исполнении можно было слышать произведения лучших композиторов того времени, в первую очередь это была музыка Прокофьева. Сегодня Дмитрия Алексеева знают как интерпретатора музыки эпохи романтизма, а многие считают его одним из лучших исполнителей произведений Шопена.

Поиски настоящего

Можно назвать смену исполнительских стилей поиском «своей» музыки, творческими экспериментами, попытками встроиться в различные музыкальные потоки. Сам Алексеев об этом сказал очень лаконично: «Хочу проникнуть в каждый стиль настолько глубоко, насколько могу». Накопление опыта, желание расширять границы своих музыкальных возможностей, развиваться, открывать новые горизонты – все это объясняет стилевое разнообразие музыки, исполняемой Дмитрием Алексеевым.

Экспрессия этого музыканта прорывается во всех произведениях, сыгранных им. Эмоциональная насыщенность наполняет каждый звук, захватывает слушателя, создает непередаваемую атмосферу фортепианных выступлений Алексеева. Он часто по-своему интерпретирует музыку, в его исполнении всем известные вещи звучат совершенно по-иному. Пианист Д.А.Башкиров, у которого Алексеев учился в Московской консерватории, так писал о своем воспитаннике: «Когда он играет в полную силу своих возможностей, ясно видна четкость его интерпретаций и художественных намерений. Часто эти намерения не совпадают с тем, к чему мы привыкли. Это тоже очень отрадно».

Признание

Дмитрий Алексеев исполняет произведения эпохи романтизма
Музыкальное исполнительство Дмитрия Алексеева — это тонкий музыкальный вкус, умноженный на экспрессию

Музыкальная карьера Дмитрия Алексеева началась, как и у многих пианистов, с участия в престижных конкурсах. Список его лауреатств открывается второй премией, полученной на конкурсе имени Маргерит Лонг в Париже. За этим последовала первая премия на конкурсе в Бухаресте и пятая – в Москве, на конкурсе имени Чайковского. Конкурс музыкантов в Лидсе также принес Алексееву победу.

Конкурс Чайковского сыграл в жизни Алексеева очень большую роль. Он не изменил в корне судьбу музыканта, как это произошло с Ваном Клиберном, однако именно после выступления Алексеева на этом конкурсе музыкальный мир заговорил о нем. Критики отмечали филигранность его техники, тщательную проработку деталей, «интенсивность» и динамичность исполнения. А вот пианист Е.В.Малинин был такого мнения об игре Алексеева:

«…Слушать его интересно, но порой насыщенность его исполнительской манеры просто утомляет. Он не дает слушателю возможность „перевести дух», как бы „оглядеться»… Талантливому пианисту можно пожелать несколько „раскрепоститься» от своего замысла и „вздохнуть» более свободно. Как ни парадоксально, думаю, что именно эти „передышки» помогут сделать его игру более художественно выразительной и целостной».

Противоречивость игры Алексеева, эмоциональная насыщенность, яркость и размах положили начало его долгим творческим поискам. Обладание этими качествами позволило ему экспериментировать с различными музыкальными стилями, осваивать тонкую музыкальность, не теряя при этом выразительности и экспрессии.

После побед в престижных конкурсах Дмитрий Алексеев начинает активную концертную деятельность. Он с успехом выступает в разных городах России и за рубежом. С каждым годом его пианистический репертуар расширяется. В основу концертных программ чаще всего ложится романтическая музыка: произведения Листа, Шопена, Шумана, русская классика.

Разум и чувства

В игре Алексеева нет рационализма, он играет всеми эмоциями, всем сердцем. Возможно, именно поэтому произведения русских и зарубежных романтиков в его исполнении особенно нравятся слушателям. Его пианизм можно назвать пением души.

Музыкальная критика так характеризует его игру: «В исполнительской манере Дмитрия Алексеева в первую очередь подкупает искренняя артистическая увлеченность и способность увлечь своей игрой слушателя. В то же время его игра отмечена незаурядным пианистическим мастерством. Алексеев свободно располагает своими великолепными техническими ресурсами… Полнее всего раскрывается дарование Алексеева в произведениях романтического плана».

Однако игру Алексеева нельзя назвать сиюминутным эмоциональным порывом. У него всегда присутствует чувство меры: прикосновения к клавишам, соотношений тембра и динамики, расстановки акцентов. Тонкое знание, музыкальный расчет (происходит он в сознании или подсознании музыканта, мы не знаем) скрыты от слушателя. Мы воспринимаем только упругость звука, пластичность музыкальных фраз, ощущение музыкальной фактуры. Игра Алексеева всегда убедительна: своей честностью, динамичностью, своевременными, подсказанными сердцем и умом, переходами от торжествующего forte до надмирного pianissimo.

«В алексеевских интерпретациях Шопена нет ни грани салонности, прокофьевская Шестая у него не сокрушает пространство дьявольскими созвучиями, а брамсовские интермеццо таят такую не выговоренную грусть…»

Сегодня

Дмитрий Алексеев в роли слушателя
Пианист Дмитрий Алексеев продолжает вести активную музыкальную деятельность, и не только исполнительскую

С 1990 года Дмитрий Алексеев проживает в Лондоне, преподает фортепиано в Королевском колледже музыки. Он продолжает вести активную концертную деятельность по всему миру: его слушают в Европе, Америке, Австралии, Южной Африке и в стране заходящего солнца. Выступает Алексеев и в России.

Дмитрия Алексеева можно увидеть в составе жюри некоторых музыкальных конкурсов. Например, Международного конкурса имени Чайковского, в котором он сам принимал участие 40 лет назад. Он с интересом слушает молодых исполнителей. Алексеев считает музыкальные конкурсы хорошей подготовкой к концертной деятельности. В одном из интервью он заметил:«Для выступления на конкурсе необходима способность полностью сконцентрироваться и выложить все лучшее, что умеешь, за краткое конкурсное время. А ведь эти качества нужны и на концертах».

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий