Сложно представить себе более странную и эпатажную личность в музыкальном мире, чем David Bowie. «Ну да, — скажете вы, — а как же быть с готами, блэкерами и прочими подозрительными личностями, которые выглядят так, словно сбежали с другой планеты, а то и вовсе из другого измерения?» Так-то оно и так, вот только Боуи был раньше.
Для музыкального мира традиция поддерживать свой имидж десятилетиями сохраняется настолько рьяно, что можно взять любого музыканта в почтенном возрасте и отыскать его старые фотографии: в целом, на его физиономии добавится морщин, немного изменится наряд, а почти все остальное останется неизменным.
Мало кто всерьез экспериментирует со своим внешним видом, оставаясь при этом достаточно интересным музыкантом. Коммерческую попсу сознательно не будем брать во внимание, ибо ей ничего другого и не остается. Фредди Меркьюри был сам в своей культуре, тем более, что Боуи и там оставил свой отпечаток, в какой-то момент они даже вместе записали знаменитейший хит. Брайана Мэя взять — так тот и вовсе практически ничего не изменил в своем внешнем виде. Даже гитара осталась старой. А вот Боуи совершенно предсказуем в своей непредсказуемости.
«Хамелеон рока» — обозначение хоть и избитое, но к Боуи вполне применимое. Пока Джексон экспериментировал с пластическими операциями, Дэвид издевался над всем чем только мог, включая музыкальные стилистики, имиджи, тренды и свою собственную гендерную принадлежность.
В музыкальном плане он представляет собой наглядный пример динозавров в космосе. Свои первые записи он выпускал еще во времена Битлз, а жив и работает до сих пор. Правда, на его первые записи мало кто обратил внимание, хоть их было и много. Другое дело, Space Oddity. Это его песня, которую он выпустил в 1969-м году.
Содержание статьи
Детство и первые музыкальные эксперименты
Но он все же жил и до того, как стал прославленным скандальной славой рок-музыкантом. Родился Боуи, чье настоящее имя — Дэвид Роберт Джонс, в 1947-м году, в Брикстоне. Если кто не в теме, то это район Лондона.
Ребенком он был одаренным, но склонным к девиантному поведению. Впрочем, это за ним сохраняется и поныне.
А вот музыкальные способности у него были просто отличные. Когда же его отец принес домой ворох пластинок с американской музыкой, то Дэвид приобрел огромнейший стимул для своего музыкального развития, но уже в другом направлении.
В 1958-м году Боуи учился в технической школе, увлекся музыкой Литл Ричарда и принялся осваивать саксофон в его пластмассовом варианте.
Несколько позже он подрался с Джорджем Андервудом, который его едва зрения не лишил, подбив изрядно глаз. Врачам удалось спасти глаз, хотя тот стал выглядеть несколько по-другому, а сам Дэвид стал им видеть все в коричневом тоне. Как ни странно, они продолжили дружить и после того инцидента. Андервуд даже рисовал обложки для ранних пластинок Боуи.
Сначала этот разноглазый подросток выступал или под своим собственным именем, или же под псевдонимом Дэйви Джонс, а в 66-м, по примеру Джаггера, взял себе армейский псевдоним Боуи. Это разновидность боевого ножа.
Однажды он написал Джону Клуму, который в тот момент только стал миллионером, что тот может приобрести еще миллион. Естественно, если займется карьерой Дэвида. Тот ему ничего не ответил, но передал письмо Лесли Конну, который, после некоторых раздумий, заключил контракт с молодым музыкантом.
И вот, после дебютной, абсолютно безуспешной пластинки Liza Jane, Боуи начинает свою сольную карьеру. Боуи оставил группу, в которой играл на тот момент, примкнул к другой команде, выпускал неудачные синглы один за другим, пока, наконец, не выпустил Спейс Оддити.
Песня о затерявшемся среди звезд астронавте мигом становится популярной, и ее даже приурочивают к высадке человека на луне. ВВС использовал эту композицию в качестве звуковой подложки под кадры транслировавшегося события.
Кое-кто найдет аналогии с романом Артура Кларка. Это и немудрено, он как раз вышел за год до этого. Начиная с этой песни Боуи уходит в эксперименты, которые вылились в появление Зигги Стардаста. Это был жутковатый персонаж неопределенного пола, который тем не менее оказался вполне успешен в музыкальном плане.
Ziggy Stardust и Starman
Песня с нового альбома Боуи, который решил кардинально изменить имидж, попала в первую пятерку британского хит-парада.
К тому времени Боуи давно уже общался с Линсди Кемпом, примкнув к его цирку. Тот поощрял молодого музыканта быть собой, но за пределами обыденного. Так Дэвид стал погружаться в создание самых разных образов. Он хотел заполучить свою долю славы, но совершенно не знал, как же ее добиться.
Примерно в то время он начинает экспериментировать с нарядами, и его первый альбом имел на обложке его же собственное изображение, но в женском наряде. Кое-кто счел это возмутительным, и в Штатах обложка была рисованной.
После этого Боуи вошел во вкус и открыл свой музыкальный театр. Так родился образ Зигги Стардаста.
К счастью, Боуи не так уж и долго использовал образ Зигги, ибо вжился он в него тогда ну просто с пугающей достоверностью. Доходило до того, что он требовал, чтобы журналисты называли эго не Дэвид, а Зигги.
Впрочем, для глэм-рока причудливые андрогинные образы были в порядке вещей. Даже Второе Пришествие Из Сумасшедшего Дома изобрази, так не только проглотят, но еще и аплодировать долго будут. И фильм снимут, по мотивам.
Так было и в этой истории. Сочтем его мюзиклом и реальным воплощением концепции сего альбома. Главный герой, Зигги Стардаст (образ которого так нравился Боуи в те годы), за пять лет до уничтожения Земли создает со своими марсианскими друзьями рок-группу, которая должна будет спасти мир одним рок-н-роллом. Цель достойная, но средства явно слабоваты.
Главный герой на протяжении альбома забывает о своих друзьях, скатывается в пучину алкоголизма и наркомании, и в конце альбома его убивают его же друзья. Воистину, прав был классик, говоря: «Боже, защити меня от моих друзей, а от своих врагов я как-то и сам избавлюсь».
Дело закончилось тем, что к альбому сняли еще и фантастический фильм, в котором рассказывалась все та же история. Зигги было и впрямь производным от Игги, а вообще имя скопировано из названия ателье, вот и стал он похож на вывеску одежного магазина и его же манекен. Сам Боуи воспринимал это с должной степенью юмора, и на том спасибо.
Повлиял на образ Зигги Стардаста и фильм «Заводной апельсин». А потом и сам Зигги повлиял на всех и вся, кто только его надумал послушать. Что ж, его образ и впрямь был очень ярким, да и музыка оказалась крайне мелодичной, как например, все тот же Starman, который вышел в качестве единственного сингла к альбому, а в первоначальный состав альбома и вовсе не планировалось его включать.
Сам же Боуи рассказывал, что это была переполненная ложью песня, которую Зигги написал для того, чтобы земляне последовали за ним. Чистые гитары и изобилие клавишных. Что еще надо для полного счастья?
Изможденный Белый Герцог
Спустя три года после появления образа Зигги Стардаста, возникает образ Изможденного Белого Герцога. The Thin White Duke.
Незадолго до этого Боуи сыграл в фильме «Человек, который упал на Землю», в котором он играл Томаса Джерома Ньютона. В своем нынешнем амплуа он значительно расширил этот образ, несколько преувеличив определенные детали.
С одной стороны, радоваться бы, что совсем уж эпатажный Зигги превратился в изящного и утонченного Белого Герцога, который одевался, к примеру, куда более адекватным образом, чем предыдущие творения Дэвида Боуи.
Но этот Белый Герцог был таким законченным наркоманом, что начинал пугать куда круче, чем Стардаст, который теперь казался невинным младенцем (в сравнении).
В качестве прототипа был использован образ Фрэнка Синатры. По крайней мере, так утверждал сам Боуи. Вот только Синатра не называл Гитлера первой рок-звездой. Это был чудовищный образ, причем Боуи называл его самым чудовищнейшим образом из всех, которые когда-либо использовал. Лед под маской огня, Изможденный Белый Герцог пел свои песни с невыносимым напряжением и полным отсутствием эмоций.
В конце семидесятых его коммерческий успех был совсем уж неопределенным. Пожалуй, с образом эволюционного продолжения нацистов Боуи все-таки переборщил.
Under Pressure
Эта песня целиком и полностью ассоциируется с Queen. Но именно Боуи предложил тот самый знаменитый басовый проигрыш, который сделал песню настолько привлекательной.
Они как-то собрались вместе с Боуи и Меркьюри, вооружились батареей из винных бутылок, вошли во вкус — и вдруг решили довести до ума песню, о которой никто ни думал ни гадал, что она станет результатом этой посиделки.
В конце концов, песню исполняли каждый по отдельности, а вот вместе ее никогда потом не играли. В студийной же записи они пели ее вместе, что отлично прослушивается.
С тех пор к Боуи вернулась популярность. Поет и снимается в кинофильмах до сих пор. Много воды утекло. Боуи остался, в том числе и как пример того, что временные неудачи в начале творческого пути — еще не повод сходить с беговой дорожки.