Чувство высоты звука


Чувство высоты звука — это как чувство времени и чувство скорости. Если не умеешь — можно развить. Спрыгните несколько раз в бассейн с вышки в 3, 5 и 7 метров. После такого приключения, даже если вас доставят на вышку с закрытыми глазами, а потом попросят открыть их, то вы точно скажете, на какой высоте находитесь. Не всем дано сразу чувствовать высоту звука, но я точно знаю, что в определенных пределах это можно тренировать.

Начнем, пожалуй, с самых азов и выучим названия черных и белых клавиш. А как вы хотели? Мне же нужно будет потом давать вам задания!

Самая простая нота

Нота ДО

Вы наверняка слышали хоть раз гамму: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ…

Так уж получилось, что самая простая нота — самая первая. Это нота «до».

В гамме нота ДО одна, но на клавиатуре их много:

Нота ДО на клавиатуре

Посмотрите видеоурок «Названия нот»:

Расстояние между соседними нотами ДО — это октава:

Октава между нотами ДО

Кстати, октава не только между нотами ДО, но и между любыми соседними одинаковыми нотами. Например между двумя РЕ или двумя ЛЯ. Октаву очень удобно брать одной рукой, нажимая большим пальцем на одну ДО, а мизинцем на другую. Вот так:

Как брать октаву

В игре на фортепиано нота ДО играет очень важную роль. Ведь в тональности до-мажор и до-минор проще всего играть. Почему проще? Потому, что черные клавиши в игре практически не используются, пальцы на клавиатуру ставить очень удобно.

Это удивительная нота и замечательная тональность для подбора мелодий. Однако самый большой плюс часто оказывается большим неудобством. Ну кто придумал поместить ноту ДО прямо посередине звукоряда? Для пения тональность до-мажор и до-минор очень неудобны. Те, у кого голос высокий, не могут петь в до-миноре и до-мажоре. Для них это слишком низко. Для тех, у кого голос низкий, тоже не могут петь в до-мажоре и до-миноре. Для них это слишком высоко… а ведь так удобно играть…

Да, кстати, совсем забыл объяснить, что такое тональность. Тональность — это настроение мелодии. Тональности бывают весёлые и грустные. Весёлые тональности — мажорные. Слово Major в переводе означает «большой», «сильный».
А грустные тональности — минорные. Слово Minor в переводе с латинского означает «меньший», «слабый». Слабого всегда жалко. Видимо, от жалости к слабому минору он получился такой грустный…
На самом деле разница между мажором и минором всего лишь в одной ноте.

Купить полный курс видеоуроков можно в составе самоучителя «10 шагов к музыкальной свободе».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий