Беллини — непревзойденный мастер бельканто

Итальянский композитор В. Беллини

Винченцо Беллини

За карьеру композитора, более короткую чем у Моцарта, Винченцо Беллини дал миру несколько самых знаменитых оперных арий.

Ведущие сопрано всего мира с удовольствием исполняют его арии с стиле бельканто, вершиной которых является ария Нормы «Casta diva».

 Музыкальное детство Винченцо Беллини

В. Беллини - маленький вундеркинд

Игре на фортепиано Беллини начал обучаться в 5 лет

Винченцо Беллини родился 3 ноября 1801 года в сицилийском городе Катания. Его дедушка, Винченцо Тобия Беллини, был нанят местным дворянином в качестве композитора и органиста. Отец также был композитором.

Некоторые биографические документы описывают чуть ли не врожденный дар малолетнего Беллини: якобы он мог спеть арию в 18 месяцев. Скорее всего эти данные сильно преувеличены вследствие посмертной романтизации жизни композитора. Вполне вероятно, что игре на фортепиано он начал обучаться в 5 лет, и безусловно являлся талантливым учеником.

Первым преподавателем музыки для Винченцо стал дедушка. Успешность этого образования подтверждена церковным гимном «Tantum ergo», написанным Беллини в семь лет. В подростковом возрасте Винченцо вызвал ажиотаж в Катании. Родной город в конечном счете наградил его четырехлетней стипендией, чтобы он мог учиться в Неаполе в Real Collegio di Musica (ныне — Консерватория).

По прибытии в консерваторию в 1819 году Беллини был зачислен в первые классы, но через формальное прошение его перевели на год старше. А в январе 1820 года он успешно сдал экзамены по теории музыки и стал получать ежегодную стипендию, таким образом освободив средства, выделенные городом, и направив их на поддержку семьи. Достижения Винченцо становились все более значимыми. За время студенчества он завоевал уважение своих учителей, даже несмотря на то, что на пару со своим другом Франческо Флоримо получил выговор за участие в движении карбонариев — тайном обществе, подстрекавшем революцию 1820 года.

Юношеские впечатления Беллини от оперы

В январе 1824 года, после сдачи экзаменов, Винченцо был удостоен звания прима Маэстрино — должности, необходимой для получения права преподавания младшими курсами. Это позволило ему получить отдельную комнату для проживания, а также бесплатно посещать оперу по четвергам и воскресеньям. Так и состоялось знакомство Беллини с оперой Россини «Семирамида».

Беллини с юных лет стал писать оперы

После окончания консерватории Беллини сразу заработал контракт с королевским театром

Вайншток писал, что, возвращаясь со спектакля, Беллини был необычайно молчалив, а затем вдруг воскликнул: «Вы знаете, что я думаю? После Семирамиды нам бесполезно даже пытаться чего-либо добиться»

Можно считать, что это впечатление стало и своеобразным вызовом, подтолкнувшим Винченцо к работе над собственной оперой. После церемонии вручения дипломов в 1825 году Беллини закончил свою самую успешную студенческую работу — «Адельсон и Сальвини». Опера была основана на французском романе Франсуа Арно. Постановка, реализованная студентами в небольшом театре консерватории, вызвала восторг у публики, и продолжала ставиться каждое воскресенье в течение года. Этот успех принес, в свою очередь, контракт на написание оперы для королевского театра.

Начало творческого пути. Первые оперы Беллини

Bellini "Bianca e Fernando"

Опера Беллини «Бьянка и Гернандо»

Для нового произведения Беллини выбрал в качестве либреттиста молодого писателя Доменико Гилардони, который подготовил свое первое либретто «Бьянка и Фернандо». Но так как наследника престола звали Фердинанд, название пришлось сменить на «Бьянка и Гернандо». Премьера состоялась в театре Сан-Карло 30 мая 1826 года и прошла настолько успешно, что сам король нарушил обычай — никаких аплодисментов в зале в присутствии членов королевской семьи.

Через девять месяцев Доменико Барбайя, будучи распорядителем королевских театров, предложил Винченцо новый заказ на оперу для Ла Скала. Беллини провел с 1827 по 1833 годы в Милане, не занимая никакой должности в оперной компании, живя за счет дохода от своих композиций, за которые он получал несколько больше обычных сборов.

Для первого миланского проекта был назначен либреттист Феличе Романи, который стал для Беллини творческим партнером, обеспечив композитора либретто для всех последующих опер. Первое совместное произведение получило название «Пират».

Винченцо понравилось либретто, когда он понял, что история «представила несколько страстных и драматичных ситуаций …, что такие романтичные персонажи были в новинку для оперной сцены».

С другой стороны, Романи, известный своим пренебрежением к композиторам, так же проникся уважением к Беллини и даже шел ему на встречу, внося правки в свою работу.

За четыре года, проведенных в Северной Италии, соавторы создали четыре великих шедевра:

  • «Пират»
  • «Капулетти и Монтекки»
  • «Сомнамбула»
  • «Норма»
  • а также несколько других удачных работ.

Так в 1929 году состоялась премьера второй оперы для Ла Скала — «La straniera». Внимание критиков привлек уникальный стиль Беллини, а именно использование ариозо в местах, где обычно ожидается речитатив. Такой творческий выбор сделал композитора изобретателем нового оригинального голоса в мире оперы. Признание и успех обеспечили вход Винченцо Беллини в миланское общество, где он приобрел многочисленных друзей и покровителей.

Опера Беллини «La straniera»

В 1929 году состоялась премьера второй оперы для Ла Скала — «La straniera»

Работу над следующей оперой Беллини начал еще до премьеры «La straniera». Тем не менее заказ был срочный, и времени не хватало, много его было потрачено на споры по сюжету. В конечном счете выбор пал на «Заира» Вольтера, а сам продукт был соединен довольно поспешно. Эти проблемы, а также осведомленность общественности о них, привели к плохому приему оперы. Но неудача не остановила Беллини, а даже косвенно способствовала последовавшему успеху.

Беллини «Капулетти и Монтекки»

Опера «Капулетти и Монтекки»

Во время пребывания композитора в Венеции в 1830 году, где он адаптировал «Пирата» для певицы Джудитты Гризи, его попросили предоставить театру замену сорвавшейся опере.

За месяц Беллини, на основании уже существовавшего либретто, сочинил новую музыку, использовав часть переработанного материала «Заиры».

Новая опера «Капулетти и Монтекки» (на основе свободной интерпретации Шекспира) была тепло встречена в Венеции.

Жизненные перипетии Винченцо Беллини

Винченцо вернулся в Милан и заболел. Семья музыкантов старшего поколения, Поллини, заботилась о нем, став ему заменой родителей, пока композитор не встал на ноги.

В 1831 году он начал работу для одного из театров Милана. Хотя опера изначально обращалась к «Эрнани» Виктора Гюго, неизвестные обстоятельства внесли коррективы, и от идеи отказались в пользу более нежной темы. Так появилась «Сомнамбула». Дебют оперы в марте 1831 года стал триумфом. А 26 декабря того же года была представлена «Норма», встреченная гораздо прохладнее, но быстро получившая распространение и популярность во всей Европе.

Опера Беллини "Норма"

Опера «Норма» быстро получила распространение и популярность во всей Европе

Во время работы над следующим произведением — «Беатриче ди Тенда», происходит ссора между композитором и Романи, задержавшим либретто настолько, что потребовалось вмешательство полиции. Последовал диалог в миланских и венецианских газетах между Романи и анонимным сторонником Беллини. В конечном счете многострадальную оперу ожидал более чем прохладный прием. Сотрудничество композитора и либреттиста закончилось, хотя есть основания предполагать, что конфликт был исчерпан, и они планировали совместную работу незадолго до смерти Винченцо.

В 1834 году Беллини посетил Лондон, чтобы проконтролировать постановки своих опер. Однако поездка не была удачной, и по тому, как были приняты произведения, и по компенсациям за них. Визит в Париж прошел гораздо лучше. Хотя у Беллини прежде не было ни одного контракта с франкоязычными оперными театрами, он заключил с одним из них соглашение, в результате которого появились «Пуритане».

Опера "Пуритане" В. Беллини

В результате контракта с франкоязычным оперным театром появилась опера «Пуритане»

Художественным руководителем театра был Россини, который в некоторой степени восхищался музыкой Винченцо, но обозначил определенные проблемы относительно простоты. Для Россини музыка была зрелой и эмоционально окрашенной, но излишне «философской» за счет оркестровых оттенков и разнообразия. В конце концов Беллини вынужден был сосредоточиться на гармонии, как того желал Россини, так как понял, что французская аудитория, по сравнению с итальянской, больше интересуется музыкальной составляющей.

Vincenzo Bellini

Беллини приняли в кавалеры Ордена Почетного легиона

Нагрузки, связанные с его работой и общественной жизнью, постоянно росли. Здоровье стало подводить композитора. Но, несмотря на болезнь, премьера «Пуритан» состоялась 25 января 1835 года и стала событием в парижской культурной жизни. Беллини был удостоен королевской аудиенции, а также его приняли в кавалеры Ордена Почетного легиона.

С начала сентября Беллини стал страдать от постоянно ухудшающегося здоровья и умер 22 сентября 1835 года.

Изначально его похоронили в Париже, но в 1876 году с почетными церемониями его перезахоронили в Катании. По сей день оперы Беллини регулярно ставятся в театрах всего мира.

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *

Наверх