Андрей Гаврилов — непокорный гений


Известный пианист Андрей Гаврилов – личность явно неоднозначная.

Многие творческие люди, с детства признанные  вундеркиндами, воспринимают окружающий мир не так как обычные люди, а совершенно по-особому.

Они не хотят и не могут подчиняться установленному кем-то порядку, стремятся к свободе и признанию. Именно поэтому они сложны во взаимоотношениях с семьей, друзьями, коллегами, обществом.

За пианино почти с рождения

Дух творчества Андрей ощущал с самого рождения. И это не удивительно, ведь он родился в 1955 году в уникальной семье. Его отец Владимир Гаврилов был одним из ведущих русских художников 20 века, а мать – армянская красавица Ассанетта Егиссерян – талантливой пианисткой, ученицей Генриха Нейгауза.

Таким образом, Андрей Гаврилов получил по наследству гены явно необычные, поэтому он просто не мог расти стандартным ребенком.

С рождения он впитывал окружающую его творческую атмосферу семьи. Андрей от природы обладал уникальным музыкальным слухом. Естественно, что, как только он смог сидеть за роялем, Андрей стал сам воспроизводить звуки музыки. Первой учительницей была его мама.

Уже в раннем  детстве он отличался музыкальными способностями и живым темпераментом. В возрасте трех лет Андрюша сыграл на слух «Реквием» Моцарта. Нужно сказать, Андрей, как и большинство особо одаренных детей, был очень неуравновешенным ребенком. Он практически не играл с детьми в привычные всем  детские игры, а его развитием, развлечением, его миром была музыка.

В шестилетнем возрасте Андрей поступил в Центральную музыкальную школу (ЦМШ), которую окончил с золотой медалью. В ЦМШ его педагогом была Татьяна Евгеньевна Кестнер.

Начало карьеры

Виртуоз Гаврилов за роялемВ возрасте 16 лет, в 1971 году, Андрей Гаврилов в составе группы лучших учеников ЦМШ  впервые выехал за рубеж для участия в юбилейном концерте известной Белградской музыкальной школы «Станкович».

Ученики школы, привыкшие к постоянным ограничениям во всем и дефициту продуктов, а также вещей в СССР, были шокированы всем этим. В своих воспоминаниях он позднее писал, что в первый день пребывания в Белграде их самым ярким впечатлением были бутерброды с салями, кока-кола и общение с местными учениками.

В консерватории учителем и наставником Андрея Гаврилова стал Лев Наумов, который в свое время, как и мама Андрея, учился у Генриха Нейгауза. Л. Наумов очень ценил своего ученика, предрекал ему будущее великого пианиста.

Однако Лев Николаевич неоднократно отмечал непокорный темперамент своего молодого студента. Андрей понимал, что обладает природным талантом, поэтому в отличие от других студентов, мог позволить себе бездельничать, игнорировать правила учебы и дисциплину.

Позднее эту черту характера Андрея Гаврилова музыкальная общественность будет называть «что хочу, то и ворочу», особенно это касается его игры на сцене.

Мировая слава и ее последствия

В возрасте 18 лет после первого семестра обучения в консерватории Андрей Гаврилов показал, на что он способен. В 1974 он получил первое место на международном конкурсе им. Чайковского, тем самым обратив на себя внимание всего музыкального мира.

Своим мастерством и природным талантом Андрей утер нос всем остальным участникам.

Вскоре случай свёл Андрея Гаврилова с одним из величайших пианистов XX века — Святославом Рихтером. На фестивале в Зальцбурге Андрей Гаврилов подменил приболевшего Святослава Рихтера. Таким образом, у Андрея появилась еще одна возможность представить себя.

Впоследствии С. Рихтер и А. Гаврилов продолжили общение,  они вместе исполнили и записали сюиты Генделя. Дружба и сотрудничество их были непростыми – у них часто возникали профессиональные и творческие разногласия.

В 1976 году Андрею Гаврилову выпала возможность выступить с оркестром Борнемут под управлением Пааво Берглунда в Лондоне. Это был его поистине триумфальный дебют на мировой сцене.

В 1978 году он совершил первое турне с оркестром Берлинской филармонии, состоящее из 30 концертов в крупнейших городах мира. Это турне принесло Андрею Гаврилову признание, а кроме этого, еще славу и деньги. Парень начал отлично зарабатывать.

Андрей Гаврилов не хотел сдерживать себя ни в чем: он вел роскошный образ жизни, демонстративно тратил деньги,  покупал дорогие вещи, ездил на машине Mersedes. Это не приветствовалось руководством страны, поэтому Гаврилову было запрещено выезжать за пределы СССР. Он был фактически под домашним арестом в течение пяти лет.

В дальнейшем в своих интервью Андрей упоминал, что дважды пережил покушение на жизнь. Он постоянно находился в состоянии стресса, был очень раздражительным. Андрей поставил себе цель:  любыми путями вырваться из СССР, выехать за рубеж.

Новое начало

Гаврилов выступает в Лондоне и СШАВ 1985 году Андрей Гаврилов выехал из страны в Лондон. Ему помогла в этом дочь влиятельного члена политбюро. Он  получил разрешение на выезд из России и просто вздохнул с облегчением. Пианист быстро покинул страну, пока там, наверху, не передумали.

Это был период смены власти в стране – новый режим Михаила Горбачева был мягче, чем предыдущий, и уже не такой «завидный к чужому добру». Андрей Гаврилов стал одним из первых советских артистов, принципиально не просивших политического убежища и сохранивших российское гражданство.

После выступления А. Гаврилова в США в 1985 году газета New York Times  провозгласила пианиста величайшим артистом современности. С этого времени он начал постоянно давать концерты как соло-исполнитель, а также совместно с оркестрами в самых популярных и знаменитых музыкальных домах:

  • Нью-Йорка,
  • Детройта,
  • Лос-Анжелеса,
  • Лондона,
  • Парижа,
  • Токио

и многих других мировых столиц  и городов.

Он выступал с оркестрами под руководством признанных дирижеров.

  • Аббадо,
  • Мути,
  • Хайтинк,
  • Озава,
  • Тенштедт,
  • Светланов,
  • Рэттла

и другие известные маэстро стояли на одной сцене с Андреем Гавриловым. Ему действительно было чем гордиться: он стал необычайно востребованным, был на гребне успеха.

Немного отдыха не помешает!

Но и от славы можно устать. Пианист стал раздражительным, чувствовал, что ему нужно что-то изменить в жизни. С 1994 по 2001 год Андрей Гаврилов пережил внутренний душевный кризис.

Он сделал музыкальную паузу в своем творчестве, прекратил все публичные выступления. Изучал философию, религию, пытался найти новые идеи  и подходы к музыке и своему творчеству, какое-то время жил на Фиджи.

В 1998 году за свои достижения и большой вклад в мировую музыкальную культуру Андрей Гаврилов был включен в список величайших исполнителей 20 века. Этому он был приятно удивлен, ведь он отдыхал от концертной деятельности, а о нем помнили и прославляли.

Зачем спешить на работу? Незачем – решил пианист и еще пару лет ничем не занимался. Однако музыкальная общественность ожидала возвращения пианиста.

Возвращение великого пианиста

В 2001-м он триумфально вернулся в Россию и дал четыре концерта в один вечер в Московской консерватории. Фортепианные концерты с оркестром, были очень разными по стилю. Так Андрей Гаврилов решил громко и с пафосом заявить о своем возвращении и своем многогранном таланте.

В одной из рецензий критика на его концерт в Москве говорилось:

«Его игра отмечена зрелостью пытливой мысли, подлинным эмоциональным вдохновением. Интерпретации его (или отдельные их моменты) могут вызвать споры, но никогда не оставляют аудиторию равнодушной».

По словам пианиста, Андрей Гаврилов стремится сыграть так, чтобы музыку, которую он исполняет, полюбили слушатели.
В интервью журналистам Андрей Гаврилов говорил о том, что был поражен изменениями, произошедшими в России за время его отсутствия.

Его поразила «освобожденность от гнета», многочисленные кафе, масса улыбающихся людей. Много лет он старался не думать о России, не говорил по-русски, но после возвращения почувствовал душевную связь с Родиной, захотел общаться с новым поколением, новой публикой.

Негатив, который ощутил Андрей Гаврилов в России, – это коммерциализация классической музыки. Артистические агентства не видят в артисте личность, а только средство для зарабатывания денег.

В 2003 г. А. Гаврилов выступал с концертами в Москве. В 2009-2010 годах совершил большое турне по городам России и СНГ.

А это он честно заслужил!

Андрей Гаврилов награжден великим множеством призов – от Grammy до престижнейшего приза международной мировой ассоциации критиков. Можно  утверждать с уверенностью:  Андрей Гаврилов – неординарная личность, великий музыкант, внесший огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры.

В 2011 году в США была издана автобиографическая книга Андрея Гаврилова, в которой он откровенно описывает события своей жизни в 1973–1985 годах и свое субъективное видение событий в стране и мире.

Сегодня он состоявшаяся личность, великий музыкант.  Он может позволить себе не зависеть ни от кого, совершает поступки, не всегда понятные со стороны. В декабре 2012 года Андрей Гаврилов неожиданно покинул Московский международный дом музыки перед началом концерта, что вызвало значительный негативный отклик среди музыкальной общественности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 3
  1. Борис

    Быть настолько разносторонне развитым,достигнуть успеха и признания в своей области и оставаться простым и доступным в общении, не став «павлином»обретя все -это признак гениальности. Завидую людям рядом с ним.

  2. Михаил

    Это ОТДУШИНА и ВЕЛИКОЕ СЧАСТЬЕ — быть на Земле в этой стране в одно время с Андреем Гавриловым. Само существование таких людей — это свет в конце туннеля в этой несчастной и такой счастливой стране… Его волшебство за пианино в мои 80 делает меня 40-летним! СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!!

  3. Наталия кузнецова

    Мне ненавистны те люди, которые обрушиваются с критикой на Андрея! Мы выросли в одном доме на Динамо.С Андреем общение было фантастическим. С ним весело, радостно. Есть очень мало людей, которые умеют радоваться как дети! Он был очень красивый, легкий и легкий в общении. Я была очень сильно влюблена в него. И вся семья, Мама Нетта Меликовна и брат Игорь очень близкие люди для меня. Мне очень хочеться сказать Андрею, чтобы он берег своё здоровье, не реагирований на команду дураков!!! Как говорят в Италии:мать дураков всегда беременна.Наталия Кузнецова Вена 3июня 2021

Добавить комментарий