Вёрджинел


ВЁРДЖИНЕЛ (англ. virginal, франц. virginale) — струнный клавишный инструмент. Название, возможно, связано с популярностью инструмента среди женщин — любительниц музыки (лат. virgo — женщина), возможно, происходит от латинского слова virgnla — палочка. Есть свидетельства, что данный термин, аналогично  «клавиру» в Германии и «чембало»  в Италии, стал собирательным для всех клавишных струнных инструментов – не только прямоугольной, но и крыловидной формы, как у клавесина.

Это род небольшого клавесина; по принципу устройства и манере звукоизвлечения вёрджинел был одним из предшественников фортепиано. Делали его обычно прямоугольной формы, чаще всего без ножек и с одним мануалом (клавиатурой).

На каждый звук приходилось по одной струне; струны располагались по диагонали (слева направо). Корпус, как правило, богато украшался инкрустациями и живописью. Диапазон не превышал четырех октав. Во время игры вёрджинел без ножек ставили на стол.

Звук вёрджинела слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. Существовало две разновидности вёрджинела: в наиболее распространенной клавиатура располагалась справа от центра обращенной к исполнителю стороны корпуса, струны защипывались ближе к середине, звук был глуховатым; в другой — клавиатура располагалась по левую сторону от центра, а струны защипывались ближе к краю, что делало звук более нежным и серебристым, а его тембр отличался мягкостью, нежностью и приглушенной окраской, что приближало его к арфе и лютне.

Таким образом, способ звукоизвлечения на вёрджинеле осуществлялся с помощью специального стержня из вороньего пера или кожаного плектра, который цеплял нужную струну при нажатии клавиши.

Изготовлялись также так называемые «двойные» вёрджинелы (англ. double virginal, нем. Doppel-Virginal), представлявшие собой комбинацию двух однотипных вёрджинелов или одного обычного и второго меньшего, настроенного октавой выше. На таком инструменте мог играть как один исполнитель, так и два (в 4 руки).

 

Маленькие «октавные вёрджинелы» встречались и в качестве самостоятельного инструмента (клавиатура у них занимала всю переднюю сторону корпуса).

В 16 —17 вв. вёрджинел был широко распространён в Нидерландах (известная фирма «Рюккерс») и в Англии среди любителей музыки и профессионалов как инструмент для домашнего музицирования. Он дал название одной их самых блистательных страниц в истории английской музыки, для него была создана богатая музыкальная литература. Крупнейшими вёрджинелистами были У. Бёрд, Дж. Булл, Дж. Фарнаби и др. То, что они создали для вёрджинела и вообще для клавесина, до сих пор имеет непреходящее значение.

Английскую вёрджинельную музыку елизаветинской эпохи называют первым золотым веком клавишной музыки. Кстати, и сама королева Елизавета I очень любила этот инструмент. До нас дошло множество свидетельств ее исключительной музыкальности. Чарлз Бёрни, крупнейший английский историк музыки, констатировал:  «Если она могла играть все пьесы из «Вёрджинальной книги Фицуильяма», она должна была быть очень хорошей исполнительницей, поскольку пьесы эти столь трудны, что едва ли найдется во всей Европе мастер, который отважится сыграть хоть одну из них, не поучив ее с месяц».

А вот суждение современника Елизаветы – сэра Джеймса Мелвилла, посланника королевы Шотландии Марии при английском дворе:  «После обеда лорд Хантсден увлек меня с собою на тихую галерею, где я мог слышать, как королева играет на вёрджинеле. Я застыл, восхищаясь ее игрой…».
В 18 в. вёрджинел пользовался популярностью и в Германии, где получил наименование «Jungfern- und Frauenzimmer-Clavier» («Комнатный клавир девушек и женщин»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий