Малый минорный, увеличенный и уменьшенный септаккорды (Урок 10)

Итак, продолжим. На прошлом уроке мы говорили о большом и малом мажорном септаккордах. Лучший способ научиться строить все остальные виды септаккордов — представить их как видоизмененный клон малого мажорного септаккорда, или доминантсептаккорда (как его еще называют).

Малый минорный септаккорд

Чтобы получить малый минорный септаккорд от До (Cm7), нужно в малом мажорном септаккорде (доминантсептаккорде) от До (С7) понизить Ми, или терцию, на полтона и превратить ее в Ми-бемоль; вы уже проделывали это, переходя от трезвучия до мажор (С) к до мино­ру (Cm).

Возможно, вы ожидали, что минорный септаккорд будет строиться на основе большого мажорного септаккорда, в котором следует понизить терцию. Да, вы правы: музыкальная логика в данном случае несколько хро­мает, но зато во всем этом есть и приятная сторона: если в качестве основы для разных септаккордов взять именно доминантсептаккорд, то правила построения минорных или увеличенных полностью совпадают с правилами для соответствующих трезвучий. (Единственное исключение — уменьшенный септаккорд; одна­ко его конструкция очень логична и с ним у вас не будет проблем.)

Поиграйте разные виды малых минорных септаккордов, привыкните к его необычному, красочному звучанию.

 Очень красочно он звучит в произведениях там, где стоит просто минорное трезвучие. Попробуйте заменить его на септаккорд и Вы увидите, как по-новому заиграет музыкальное произведение. Возьмем хотя бы уже знакомую Вам мелодию из «Шербургских зонтиков», попробуем в неё добавить немного красок:

 Увеличенный септаккорд

В современных песнях увеличенные септаккорды встречаются редко. Состоит он из увеличенного трезвучия, к которому добавлена малая септима от основного тона. То есть, если взять малый мажорный септаккорд и повысить в нем на пол тона  квинтовый тон, то мы получим увеличенный септаккорд.

В зависимости от того, насколько вы освоили принцип построения увеличенного септаккорда, сыграйте еще столько таких аккордов, сколько сочтете необходимым. Вот некоторое количество этих аккордов:

 Уменьшенные септаккорды

Сейчас мы переходим к последнему и, пожалуй, наименее употреби­тельному из септаккордов — уменьшенному. В качестве основы для его по­строения опять-таки лучше всего использовать малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд). Вам нужно понизить его терцию, квинту и септиму, вот так:

 

Кстати, интересно отметить, что приведенные выше три уменьшенных септаккорда — это вообще все, с которыми вам следует познако­миться. Девять оставшихся уменьшенных септаккордов состоят из тех же нот, что и эти три. Например, Gdim7 состоит из нот соль, си-бемоль, ре-бемоль и ми, то есть из тех же нот, что и Edim7, но в обращении; Ebdim7 состоит из тех же нот, что и Cdim7 (ми-бемоль, соль-бемоль, ля и до), опять-таки в обращении.

Каждый из трех приведенных выше уменьшенных септаккордов можно сыграть четырьмя способами, поочередно превращая каждую из его нот в основной тон; в целом получается двенадцать различных септаккордов, то есть все возможные. Это единственный аккорд, каждая нота которого может быть превращена в основной тон, причем так, что все ос­тальные ноты останутся теми же самыми, а аккорд в целом останется тем же уменьшенным септаккордом!

Следующая иллюстрация поможет вам полнее понять смысл сказанно­го. Поиграйте все приведенные здесь аккорды:

 Кажется, все 🙂

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *

  1. кролик:

    привет всем .Хотела узнать а где урок№2??

  2. admin:

    Урок № 2 находится здесь

  3. Александра:

    Ой, это один и тот же автор писал? как-то резко стало все непонятно 🙁

  4. admin:

    Александра, а что конкретно непонятно? Вообще в нашей группе ВКонтакте создана специальная тема для обсуждения «непонятностей» нашего самоучителя — задавайте свои вопросы там и поучайте на них более оперативные ответы.


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Наверх

MAXCACHE: 0.93MB/0.00037 sec