Музыкальный букварь для самых маленьких


Распевают звонко птицы,

Дождь косой в окно стучится,

Мышка в подполе шуршит,

Колокол в тиши звенит.

Шепчет тихо лист осенний,

Ручеек журчит весенний.

Утром петушок кричит,

И коровушка мычит.

Тоненько пищит цыплёнок,

Блеет жалобно ягнёнок.

Майский жук в траве жужжит,

Соловей в лесу свистит.

Голосов вокруг – не счесть,

Среди них твой голос есть.

Низок он или высок,

Твой красивый голосок?

Динь-дилинь – звенит звонок.

Начинаем наш урок.

На листе, как на рояле

Клавиши нарисовали.

Видишь, клавиш очень много,

Будто длинная дорога.

Если клавишу нажать –

Станет клавиша звучать,

И услышим мы не стук –

Музыкальный будет звук.

Низким голосом реветь

Может зверь лесной – Медведь.

Мишкин голос бас зовётся,

Очень низко бас поётся.

Слева клавиши у нас

Будто мишкин голос – бас.

Рядом с Мишкой Волк живёт,

Тоже низко он поёт.

Дальше звуки чуть повыше,

В них Лисичку ты услышишь.

В нотках средних на лужайке

Скачет длинноухий зайка.

Белочки пушистой цокот

Звонкий, яркий и высокий.

Очень тонок и высок

Нежный птичий голосок.

Без труда найти мы сможем

Звук, на птичий свист похожий.

Если мы решим все вместе

Песню для друзей сыграть,

Будут звуки этой песни

В СРЕДНИХ клавишах звучать.

Будто голоса ребят

Эти клавиши звучат.

Нот на свете ровно СЕМЬ,

И они известны всем.

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ –

Нотки в гости пригласи!

ДО – это ДОмик во дворе,

А это РЕпка – нотка РЕ.

Ми – бурый МИшка косолапый,

Сосёт в берлоге сладко лапу.

ФА будто у машины ФАра,

СОЛЬ – СОЛнце в синем небе встало.

А вместе ноты ФА и СОЛЬ –

Стручок по имени ФАСОЛЬ.

ЛЯ – у реки поёт Лягушка,

Ей вторят в камышах подружки.

СИ – сине-жёлтая Синица –

Красивая лесная птица.

Ноты в домике живут,

НОТНЫМ СТАНОМ дом зовут.

Пять ЛИНЕЕК начертили –

Дом для ноток получили.

Чтобы нотки зазвучали,

Нужен ноткам свой начальник.

Познакомьтесь – КЛЮЧ СКРИПИЧНЫЙ –

Командир для нот отличный!

Днём и ночью неустанно

Он стоит в начале стана

И всем нотам говорит:

«Путь для музыки открыт!»

Завитой, красивый знак

Нарисуем мы вот так:

А сейчас на нотном стане

Нарисуем нотки с вами.

Нотки, будто птички,

Сели на линеечки.

Каждой нотке есть своя

В домике скамеечка.

Дружно сели нотки в ряд,

Получился ЗВУКОРЯД.

А теперь ты нотки эти

Отыщи на инструменте.

Неужели позабыли

Мы про клавиши другие?

Ну-ка, нотки, на подмогу:

Есть свободных клавиш много.

Все местечки занимайте,

Ничего не пропускайте!

Всё, свободных клавиш нет.

Не пойму я – в чём секрет:

Те же ноты – и не те!..

Изменились в высоте!

Есть пониже и повыше.

Сам сыграй – и ты услышишь.

Вот еще один значок,

Как горбатый старичок.

Это тоже предводитель,

Низких нот руководитель,

Важный и слегка суровый,

Его имя – КЛЮЧ БАСОВЫЙ.

И ему, ребята, дан

Свой, отдельный нотный стан.

Чтоб играли две руки,

Мы напишем две строки.

Ключ скрипичный в верхней правит,

А басовый в нижней ставим.

Чтобы был теперь порядок,

Мы рисуем АККОЛАДУ.

Акколада – будто лук –

Свяжет строчки для двух рук.

Верхняя – для правой,

Нижняя – для левой.

Руки ставь на клавиши –

И в дорогу смело!

Знаешь счет ты до пяти?

Ну-ка, пальчики сочти!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будут пальчики играть.

Вы готовы, детвора,

Дать для пальцев номера?

Вот, смотрите, два окошка,-

Приложите к ним ладошки.

Приложите, обведите,

Счёт для пальцев подпишите.

Эта нотка белая,

Её имя – ЦЕЛАЯ.

И она звучит так важно,

Очень длинно и протяжно.

Нотку делим посрединке –

Получаем половинки.

Нотка ПОЛОВИННАЯ –

Тоже нота длинная.

Разрезаем половинки

На две чёрных четвертинки.

И всего мы получили

Ноток ЧЕТВЕРТНЫХ – четыре.

Делим дальше четвертушки –

Получаем мы ВОСЬМУШКИ.

Тоже нотки чёрные –

Быстрые, проворные.

Их крючочками отметим,

Чтоб не путать тех и этих.

Если несколько восьмушек

Друг за дружкою стоят,

Можем мы одной чертою

Обозначить ноток ряд.

Нужен каждой ноте счёт.

Ноты, стройтесь на расчёт!

Различи, скорее, друг,

Длинный и короткий звук.

Нотки правильно считай,

Чувство ритма развивай.

Нужно помнить вам, что РАЗ –

Это сильный счёт у нас.

В день рождения енот

Получил огромный торт.

Съесть один его хотел,

Но немного не успел.

Слышит – в двери: «Тук-тук-тук!» —

Прибежал к нему барсук.

И пришлось тогда друзьям

Торт разрезать пополам.

Только сели за тарелки –

В дверь стучат соседки-белки.

На четыре части торт

Режет для гостей енот.

Кто еще стучится в дверь?

— Эй, барсук, пойди, проверь!

Заяц, волк, лиса и ежик

Торт спешат отведать тоже.

Сколько здесь кусочков? Восемь!

Всех гостей к столу мы просим!

Чтоб не спутать польку с вальсом

Или с маршем, например,

За ключом стоит на страже

Музыкальный счет – РАЗМЕР.

Счет бывает на ЧЕТЫРЕ,

Мы его отметим так:

Между ключиком и нотой

Выставляем этот знак.

И такой бывает счет,

Будто строй солдат идет.

Называется как раз

Он ДВЕ ЧЕТВЕРТИ у нас.

Если вдруг решила нота

Черной клавишею стать,

То придется этой ноте

Знак ДИЕЗ с собою взять.

Диез – четыре черточки,

Похожих на решеточки.

Всякий это слышит –

Стала нота выше!

Чтобы сделать ноту ниже

Есть другой значок-пароль,

Называется он просто:

Понижающий БЕМОЛЬ.

Знак бемоль – как пол листочка,

Сядет он на нотной строчке.

И ты, малыш, услышишь –

Станет нотка ниже.

Караул! Кошмар, кошмар!

Вот идет значок БЕКАР.

Отнимает он все знаки –

Как бы не случилось драки!

«Ноты, быстро по местам!» —

Раздается тут и там. –

Прекращаю все движенья –

Отменяю повышенья!

Пониженья отменяю –

Всех на место отправляю!

В музыке, друзья, бывает,

Что все ноты замолкают.

Это ПАУЗОЙ зовут,

Нотам отдохнуть дают.

Кирпичик, червячок, крючок –

Всё это паузы – молчок!

Крючок – молчи одну восьмушку.

А червячочек – четвертушку.

Кирпичик вверх – молчи два счета,

Смотри, не сбейся ты с расчета!

Ну, а кирпичик если так ,

Молчать придется целый такт!

Если в вальсе мы закружим,

Счет ТРИ ЧЕТВЕРТИ нам нужен.

Раз-два-три, раз-два-три, —

Всё кружится, посмотри.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий