Ларри Янг – гений фри-джаза


Ларри Янг - чернокожий пианист ставший легендой
Чернокожий мастер ритм-энд-блюза, создатель джаз-рока, легенда американской музыки 60-х, 70-х, 80-х годов

Если вы считаете, что имена великих пианистов XX века связаны исключительно с исполнением классики, вы недалеки от истины. Однако, взгляд этот можно назвать несколько устаревшим.

Среди великих мастеров фортепьяно, способных поражать своей игрой, завораживать, повергать в транс огромные концертные залы, среди таких имен как Корто, Микеланджели, Фишер, Гилельс, Петров, Афанасьев, есть «игрок», чьи пальцы никогда профессионально не касались классики.

Имя этого виртуоза, способного встать в один ряд с великими – Ларри Янг, или Халид Ясин Абдул Азиз. Чернокожий мастер ритм-энд-блюза, создатель джаз-рока, легенда американской музыки 60-х, 70-х, 80-х годов, пианист, который хоть и не исполнял Моцарта, Брамса, Бетховена, но все же может по праву войти в зал славы величайших музыкантов XX века.

Как звучит легенда

Пианист, который дал жизнь нескольким направлениям музыки, легенда при жизни, автор огромного количества успешных альбомов, «маэстро клавишных», человек, с которым считал за честь играть Джимми Хендрикс, Ларри Янг знал, чем и как поразить публику.

Виртуозный пианист и органист Ларри Янг умел удивлять
Перебирая стили, направления, звучания, Янг никогда не останавливался на достигнутом

Этот виртуоз всегда находился в поиске, получив начальные знания о музыке от отца – профессионального музыканта, Ларри Янг сумел стать признанным мастером игры на фортепьяно, но кроме того, известен как вдохновенный органист.

Перебирая стили, направления, звучания, Янг никогда не останавливался на достигнутом: начав с джаза, он перешел к R&B, участвовал в проектах фри-джаза, экспериментировал с рок-н-роллом, стал основателем джаз-рока, известнейшим мастером фанка. И везде он воплощал свои таланты так, что люди на концертах визжали от восторга, а фанатки выпрыгивали из одежды.

Ларри Янг всегда находился в поиске, поиске смысла, признания, глубины и истинной, еще не раскрытой аудитории музыки, его звучание никогда не было одномерным. Он всегда умел удивлять, поражать новыми красками и оттенками музыки, повергать слушателя в транс или трепет, заражать энергией или заставлять задуматься о том, что только что было услышано.

Каждый год его жизни был посвящен тяжелой, вдохновенной работе над звуком, он изучал динамику джаза, раздумчивое и философское звучание блюза, гипнотические ритмы традиционной африканской музыки.

В каждом направлении Янг находил что-то особенное, сочетания, которые могли ожить как нечто новое, доселе неведомое. Альбомы Янга, записанные с такими же вдохновенными музыкантами его эпохи, часто становились фурором, открытием звука, которого ранее просто не существовало, дерзких, экспериментальных сочетаний, говоря просторечно, просто «сносивших башню» публике.

Каждому направлению, с которым ему довелось работать, Янг сумел дать что-то новое, полное смысла, дерзости, музыкальной гармонии, тайны, скрытой под «безумным» нагромождением порой совершенно не сочетаемых звуков, инструментов, стилей.

В мультсериале «Южный парк» есть упоминание «стереотипа» о том, что «все черные умеют играть», а в мультсериале «Симпсоны» есть блюзмен Мерфи Кровавые десны – оба этих стереотипных образа американского мышления в немалой степени обязаны своим появлением Ларри Янгу и таким музыкантам-авангардистам, как он.

Судьба джазмена

Ларри Янг играл с различными коллективами в стиле ритм-н-блюз и джаз
Отец был первым человеком, который преподал Ларри основы музыки и познакомил будущего виртуоза с фортепьяно

Ларри Янг осчастливил своим рождением «печально известный» Ньюарк в штате Нью-Джерси, давший миру целую плеяду мастеров джаза, блюза, рок-н-ролла.

Это знаменательное событие произошло осенью (7 октября) 1940 года. Отцом Янга был профессиональный музыкант, игравший по барам и на камерных выступлениях, он был первым человеком, который преподал Ларри основы музыки и познакомил будущего виртуоза с фортепьяно.

Начиная с пятидесятых, Янг пробовал силы, играя соло или в небольших ансамблях ритм-н-блюз вместе с такими гигантами, как Джимми Форрест и Луи Дональдсоном. Затем его привлек яркий и динамичный мир джаза, где «вращались» деньги, слава и открывались новые горизонты воплощения таланта пианиста.

Начиная с 60-х, он начал записываться под патронажем «Prestige Records» в качестве ведущего музыканта звукозаписывающей компании, с 1962 года стал выступать в качестве руководителя студийного оркестра, с которым выпустил альбом «Groove Street», до этого компания выпускала его альбомы Testifying и Young Blues, получившие достаточно неплохие оценки публики и критиков.

«Groove Street» стал первым крупным успехом Янга, позволив тому «задавать направление» и выбирать выдающихся партнеров по игре, в 60-х он выступал вместе с саксофонистом Дж. Хендерсоном, гитаристом Грантом Грином трубачами Ли Морганом и Т. Таррентайном.

Янг сумел завоевать уважение и признание не только в Штатах, в 1964 году он гастролировал в Европе, где был принят не просто благосклонно, но восторженно, с учетом даже европейской пресыщенности хорошей музыкой. Также в 1964 году он записался с саксофонистом Джоном Колтрейном, получив от одного из самых авторитетных джазовых музыкантов столетия немало полезных советов и бесценный опыт совместной игры.

Разноплановая музыка

Под влиянием Колтрейна (после перехода в Blue Note Records) Янг примкнул к «авангардистам» нового бопа и фри-джаза, где как нельзя лучше пригодились его таланты импровизатора. А уже годом позже «неугомонный» Ларри с участием Элвина Джонса и Вуди Шоу создал новое направление – хард-боп-комбо, воплощенное в альбоме «Unity».

Новое направление джаз-рок - стало визитной карточкой пианиста
Рок весьма серьезно увлекает виртуоза, однако не становится для него единственным направлением деятельности

Позже под руководством трубача Майлза Дэвиса, в ансамбле которого Ларри играл на электропианино, он участвовал в создании джаз-рока, впервые прозвучавшего в ходе экспериментов над альбомом «Bitches Brew». Это новое, мощное и достаточно агрессивное направление стало одной из визитных карточек Янга.

Рок весьма серьезно увлекает виртуоза, однако не становится для него единственным направлением деятельности – в 70-х он начинает сотрудничать с гитаристом Джоном Мак-Лофлином, принимает участие в записях ансамбля LIFETIME (фьюжн-группа Тони Уильямса), выпускает альбом Double Exposure (1977 год) с барабанщиком Джо Чемберсом.

А в 1980 году выходит посмертный альбом легендарного Джимми Хендрикса – Nine To The Universe, работу над которым гитарист вел вместе с Ларри Янгом, а поклонники Янга (для которого альбом тоже стал посмертным, выйдя через два года после кончины пианиста) затем постарались сделать все, чтобы совместное творение гигантов вышло в свет.

Вместе с Джеймсом Бладом Алмером Ларри Янг работал над творческим соединением традиционного негритянского фанк-рока и фри-джаза: в результате этих экспериментов получился мягкий и мелодичный, склонный к импровизациям фри-фанк.

Ларри Янг прожил яркую, наполненную музыкой жизнь
Свое второе имя – Халид Ясин Абдул Азиз – Ларри Янг получил после принятия ислама

Свое второе имя – Халид Ясин Абдул Азиз – Ларри Янг получил после принятия ислама, которое стало одним из знаковых событий в духовной эволюции музыканта, но в то же время являлось достаточно традиционным шагом для негритянских музыкантов авангардных направлений.

Ларри Янг умер в возрасте тридцати восьми лет в Нью-Йорке (30 марта 1978 года). Он состоялся как музыкант, основатель новых стилей исполнения, как легенда и как яркая фигура XX века.

Он не в полной мере раскрыл свой потенциал, уйдя из жизни на пике творческой активности, однако после себя виртуоз оставил десятки студийных альбомов, соло-записей, концертных съемок и иных материалов, которые позволяют жить легенде о Ларри Янге после его кончины.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий