Кто такой концертмейстер


На сцене без концертмейстера не обойтисьНесведущие в музыке люди очень часто не различают понятия, которые кажутся элементарными профессионалам. Кто такой концертмейстер, и чем он отличается от хормейстера, кто такой аранжировщик и еще масса вопросов, вызывающих удивление, а иногда и неподдельное восхищение. Не будем трогать хормейстеров, а вот о профессии концертмейстера расскажем.

Если объяснить примитивно, то это пианист, который сопровождает выступление какого-то инструменталиста или певца игрой на рояле. Слово «концертмейстер» произошло от двух слов – «концерт» и «мастер». И это совершенно точно. Мастер концерта – вот истинное определение концертмейстера.

В сопровождении фортепиано играют очень многие инструменталисты – домристы, балалаечники, скрипачи, флейтисты. А еще без фортепиано не обходятся уроки вокала, хора, хореографии. Концертмейстер востребован и в музыкальных школах, и в хореографических, и в театрах, и на эстраде. Да вспомните только известнейшего пианиста Оганезова и его выступления со знаменитыми артистами. Да, может, и не стали бы они таковыми, не будь с ними концертмейстера-виртуоза.

Аккомпаниатор — это кто?

Концертмейстера иногда называют аккомпаниатором. Аккомпанировать – значит, сопровождать. И правда, пианист, в самом деле, сопровождает другого музыканта в процессе репетиций и выступлений. Но назвать его второстепенным исполнителем было бы крайне неправильно. Именно фортепианная партия создает то полнозвучие, тот непревзойденный ансамбль, который создают на сцене инструменталист и концертмейстер. Вот посмотрите – совершенно изумительный дуэт – виолончель и рояль исполнят «Элегию» Рахманинова. Надо сказать, что Рахманинов изначально написал это произведение только для фортепиано, но было сделано переложение для двух инструментов, и получилась совершенно божественная музыка, которую хочется слушать снова и снова.

Кого еще называют концертмейстером?

Симфонический оркестр
Таким коллективом надо уметь управлять

Представьте большой симфонический оркестр, где есть разные группы инструментов.
Дирижер контролирует и  руководит всем оркестром, а вот внутри какой-то одной группы, скажем, струнно-скрипичной, есть концертмейстер – руководитель данной группы.

Музыканты ориентируются не только на жест дирижера, но и на взгляд своего концертмейстера. И только хорошо отлаженные действия дирижера, концертмейстеров и оркестрантов, их безукоризненно отрепетированное исполнение вызывает благоговейный восторг у слушателей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий