Фредерик Шопен и его чувственная музыка


Фредерик Шопен один из наиболее чувственных и глубоких композиторов
Величайший польский композитор

Фредерик Шопен родился на заре XIX века, он успел застать конец империи Наполеона Бонапарта и годы великих держав, последовавшие за ней. Местом рождения великого композитора стала Польша – страна, которой на тот момент не было на карте.

Первые пять лет своей жизни Шопен был гражданином одной из стран, склонивших голову перед Великим Императором, затем российским подданным, наконец – он стал человеком мира. Музыка Шопена, придерживающаяся стилистики романтизма, отличается чувственностью и глубиной.

Композитор, в семь лет ставший лучшим пианистом своей страны, также отличается высочайшим техническим совершенством своих работ. В то же время тонкая натура Фредерика наполняла его композиции удивительной эмоциональной глубиной. Каждый видел в музыке маэстро что-то близкое, личное.

Фредерик Шопен рос в окружении музыки, и его отец и его мать умели и любили играть на музыкальных инструментах. Можно сказать, у юного гения была богатая почва для роста. Сестры Шопена, их было три, тоже отличались талантами, если не в музыке, то в литературе.

Отец композитора был французом, мать – польской аристократкой. Фредерик довольно рано был замечен высокими фигурами – ему покровительствовали князья старейших польских фамилий. Войдя в высокий свет, Фредерик быстро завоевал расположение – его приятная, гармоничная внешность, отличные манеры, начитанность и яркий талант быстро нашли своих почитателей среди лучших людей Европы. Шопеном восхищались другие композиторы, музыканты, писатели, журналисты, аристократы и философы, везде у него находились друзья и поклонники.

Шопен написал множество прекрасных Мазурок, Полонезов, Вальсов  и музыкальных баллад
Шопена почитали за честь принимать в самом высшем обществе

Чувственность произведений Шопена связывают с особенностями его натуры, множеством переживаний, выпавших на долю композитора, – скорбью и радостью, грустью, тревогой, восторгом. Польский музыкант, навсегда покинувший родную Варшаву в 1830 году, не мог смириться с несвободой родной страны – эти переживания вылились в заимствование народных мотивов Польши и славянской музыки для его произведений.

Революции и потрясения на родине приводили Шопена к стремлению отразить эти события в музыке, как-то запечатлеть звуками боль и гордость своего народа. Патриотические и эмоциональные потрясения выразились в написании Шопеном четырех фортепьянных баллад, которые в его исполнении заимствовали мотивы польских легенд, он также придал поэтический блеск и трагическую глубину мазуркам и полонезам – танцам, почитаемым поляками. Для мазурки и полонеза Шопен сделал то же, что Штраус, работая с вальсами.

Отдельное значение в жизни Шопена имеют вальсы, которые некоторые исследователи даже склонны именовать лирическим дневником композитора. Детство, юность, первая любовь и переживания зрелого возраста, путешествия, поиск себя, новые знакомства – вальсы Шопена в музыке воплощали всю его жизнь, эмоции и переживания, которые были свойственны, с одной стороны, только самому Фредерику, с другой же – почти каждому человеку.

Потому неудивительно, что наибольшее количество вальсов Шопен сочинил на Майорке, где находился с роковой любовью всей своей жизни – авантюристкой и писательницей Жорж Санд. Будто писатель в прозе, посредством нотных записей и звуков Шопен отразил все перипетии десятилетних отношений со своей возлюбленной в вальсах.

Как детский композитор Шопен написал немало произведений
Внешность Шопена почитали феноменальной

Как детский композитор Фредерик Шопен известен своими тонкими, нежными, совершенными поэтическими этюдами, фантазиями, экспромтами. Отдельное значение для польской молодежи имеет часто потом звучавшая для детей в тех или иных формах «Большая фантазия на детские темы».

Не менее важна удивительная в своем сокровенном звучании «Колыбельная». Если музыка Моцарта, как известно, способна развивать ум, восприятие прекрасного, музыкальные таланты, то музыка Шопена имела другое значение – она заставляла чувствовать.

Эмоциональная глубина, способность вызывать глубокое, теплое чувство в душе человека, нежная и ностальгическая музыка Шопена важна для детей не менее, чем легкая и светлая маэстро Амадея. Именно потому композиции гения пиано Фредерика так часто используются для детских спектаклей, постановок сказок, в мультипликации при создании лирической, романтической атмосферы.

Если Бах поучителен, а Мусоргский способен дать ощущение взаимосвязи сказки и реального мира, то Шопен учит чувствовать, незримо касаться чего-то тонкого, личного, сокровенного в звуках музыкальных инструментов.

Кроме того, Шопен был одним из самых виртуозных преподавателей музыки, везде, где он появлялся, маэстро брал учеников, стараясь поделиться своим талантом и зная, что сам он не вечен. Потому многие произведения Шопена написаны легко, технически совершенно, они позволяют юным музыкантам легко осваивать азы искусства, а затем без труда следовать по воле музыки дальше, к вершинам мастерства.

По той же причине многие виртуозные пианисты составляют свой репертуар преимущественно из чувственных и совершенных работ Шопена. Так, из глубин XIX века величайший преподаватель продолжает нести свою науку благодарным ученикам.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий