Эмиль Гилельс – музыкальное воплощение мужества

Эмиль Гилельс - один из лучших пианистов 20 века

Невероятно талантливый пианист Эмиль Гилельс, музыкант и виртуоз, человек столетия, непревзойденный мастер

Советская эпоха – один из величайших и совсем недавних периодов истории России, ее принято хвалить, ее принято критиковать, отзываться с ненавистью или ностальгией, не принято только быть к ней безучастным.

Это были тяжелые годы, годы непрерывной борьбы, великих свершений, грандиозных идей и страшных трагедий, за семьдесят лет советский народ пережил столько, сколько иные нации не смогли бы изведать и за несколько столетий.

За краткое время из пепла гражданской войны и революции было построено новое государство, создана небывалая ранее идеология, воплощена в жизнь новая культура. Это было время силы, мужества, невероятной динамики и энергии.

Нашла советская эпоха свое воплощение и в музыке, одним из «герольдов» ее «звучания» был невероятно талантливый пианист Эмиль Гилельс, музыкант и виртуоз, человек столетия, непревзойденный мастер, игра которого вобрала в себя все лучшее, что было в «советском» звучании классики.

Как звучит мужество

Каждый великий пианист, как и каждый великий композитор, имеет собственное звучание, характерный почерк, который делает его непохожим на всех остальных. Техника, манера исполнения, вдохновение, виртуозность – все эти качества исходят во многом из характера пианиста, его жизненных взглядов и предпочтений.

«Чудак» Гленн Гульд видел в музыке невыразимо глубокое духовное начало, которое стремился донести слушателю. Дьердь Циффра – человек тяжелейшей судьбы, будто борясь против невзгод, играл невероятно радостно, светло, помогая своей музыкой и другим находить силы пережить жизненные потрясения.

Алексей Султанов славился «инфернальным» исполнением, пронизывающим зрителя до костей.

А Эмиль Гилельс – человек серьезный, сдержанный, сильный, воплощал игру суровую, динамичную, мужественную, полную ярких красок, игру, будто становившуюся призывом жить и бороться.

Возможно, музыка Гилельса производила такое сильное впечатление в том числе и из-за поведения самого виртуоза: Эмиль всегда был суров, сдержан, абсолютно невозмутим. Он будто знал, что полностью контролирует ситуацию, его образ и его игра действовали в слаженном тандеме, производя неизгладимое впечатление на зрителя.

«Миля Гилельс является по своим редким способностям выдающимся ребенком. Природа одарила его замечательными руками и редким слухом, что свойственно тем, которые родились исключительно для фортепианной игры», – заметил Я. И. Ткач о своем юном ученике, когда тому было всего только тринадцать.

Эмиль Гилельс был не только выдающимся виртуозом, обладавшим чуть ли не лучшей техникой среди советских музыкантов, а то и музыкантов всего мира своего периода, он в равной степени был великолепным музыкантом, способным подавать классику в присущей только ему одному строгой, но впечатляющей манере.

«Первое, что отличает Гилельса, это мужественность и волевая напряженность игры. Исполнение его совершенно чуждо сентиментальности, манерности, изнеженности. Художественное мышление Гилельса не знает экзальтации и вычурности. Во всем ощущается избыток здоровой энергии, естественно изливающейся из его натуры… Это искусство реалистическое, жизнеутверждающее, искусство крупного плана, энергичных линий и красок», – так высказывался об игре Эмиля другой известный виртуоз Яков Мильштейн.

Эмиль Гилельс играл сурово и сдержано

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить

Игра Гилельса была воплощением советской эпохи – могучей, сдержанной, суровой и мужественной, полной динамики и страстного призыва жить, творить, созидать, искать и утверждать свое место в жизни.

Такая манера исполнения не потеряла своей актуальности и сейчас, когда существует множество направлений музыки, преследующих тот же эффект. Как ни странно, игра Гилельса вполне могла бы превзойти современные техно, RnB, дабстеп и прочие «энергичные» направления музыки именно способностью дать человеку волю к жизни, внутреннюю силу и энергию.

К счастью, наследие Гилельса сохранилось в записях концертов, студийных пластинках, в виде сотен материалов, перенесенных на современные носители и, следовательно, доступных для тех, кто хочет знать, как выглядит по-настоящему мужественная музыка.

Баловень судьбы

Эмиль Григорьевич Гилельс родился в Одессе 6 октября 1916 года, застав закат Российской империи, зарю революции и немного предвосхитив советскую эпоху, подарившую ему всемирную славу.

Эмиль происходил из еврейской семьи: отец Григорий был рабочим, мать Эсфирь посвящала себя заботе о семье и доме. Как друзья, так и биографы Гилельса замечают, что он получил достаточно хорошее, но крайне суровое воспитание, родители его были людьми довольно жесткими, что, несомненно, отразилось и на характере музыканта.

Рано ощутив страсть к музыке и любовь к сцене, маленький Эмиль даже сподвигал детей из соседних дворов разыгрывать театральные представления по написанным им пьесам.

Гилельс как и Рихтер учился в одесской консерватории

Еще до завершения обучения Гилельс стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов

Первым учителем музыки Гилельса был Я. И. Ткач, благодаря урокам которого уже к 13 годам Миля сумел блеснуть своими талантами на публике, дав концерт, завершившийся бурными овациями.

Затем была Одесская консерватория, куда примерно в те же годы вопреки стараниям отца – преподавателя музыки так и не поступил своенравный Святослав Рихтер, также живший в Одессе.

А технического совершенства молодому виртуозу помог добиться уже в Москве легендарный Генрих Нейгауз, и тут стоит опять упомянуть Святослава Рихтера, ибо, несмотря на все выдающиеся успехи Гилельса, именно Рихтера – «строптивого» пианиста – Генрих Густавович называл своим любимым учеником.

С другой стороны, талантами Гилельса восхищался сам Рубинштейн, познакомившийся с виртуозом во время учебы того в Одессе.

Еще до завершения обучения Гилельс прославился как вдохновенный интерпретатор и яркий музыкант, он стал победителем первого всесоюзного конкурса музыкантов, а затем сумел выиграть несколько престижных европейских конкурсов. А дальше были только слава, успех, признание и яркая линия жизни пианиста, пронизавшая всю Советскую Эпоху.

Жены и возлюбленные

Казалось бы, суровый и сдержанный, Гилельс вряд ли мог особенно ярко проявлять свои чувства. Однако его жизненная история обозначена яркими моментами, связанными с женщинами.

Не обошлось и без трагедий – первая жена маэстро пианистка Роза Тамаркина, с которой его свели военные годы, когда Гилельс много выступал по СССР (в том числе в блокадном Ленинграде), рано ушла из жизни, оставив музыканта, не миновавшего порог тридцати лет, вдовцом.

Почетный монумент памяти великого пианиста

Эмиль Гилельс ушел из жизни в 1986 году, но остался самым талантливым и почитаемым музыкантом страны

В суровые военные годы случился и бурный роман Гилельса с Боней Гиршберг – латвийской еврейкой, коммунисткой, успевшей отсидеть срок за активную политическую работу и потерявшей почти всю семью в фашистских лагерях.

Боня и Эмиль встретились во время визита виртуоза в Киров, где эмигрантка, почти не знавшая русского, работала медсестрой в чине младшего лейтенанта. Между ними разгорелось горячее чувство, продлившееся несколько лет и затронувшее не только этих двоих, но и большинство известных музыкантов того времени, через которых Эмиль передавал свои чувственные и вдохновенные письма Боне.

Свадьбы не вышло – Гиршберг «испугалась» тяжелого нрава пианиста и не смогла связать с ним свою жизнь, она вышла за военного хирурга, с которым счастливо провела остаток жизни. А Гилельс не менее счастливо связал свою жизнь с поэтессой и восторженной почитательницей его таланта Фаризет Хуцистовой, сумевшей оставить нам потрясающе систематизированный архив из более чем 11 тысяч документов о жизни Гилельса.

Эмиль Гилельс ушел из жизни 14 октября 1986 года в Москве, пережив от а до я всю великую советскую эпоху, но, наверное к счастью, не увидев распада страны. Он был любимцем Сталина, Хрущева, Брежнева, самым талантливым и почитаемым музыкантом страны.

Герольдом СССР, впервые из советских музыкантов допущенным играть в США. Он был ярким и мужественным виртуозом, его потрясающее исполнение Моцарта, Баха, Бетховена, Чайковского и Прокофьева навсегда вошло в копилку мирового музыкального фонда.

Он был человеком столетия, оставившим миру огромное музыкальное наследие.

 

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Наверх