Дюк Эллингтон — джаз на краю времени 2


Caravan Дюка ЭллингтонаСвинга еще, по сути, не существовало, а Дюк Эллингтон уже заложил его основы. В 1931-м году он со своим бендом стал ездить в гастрольные поездки.  Эллингтон становится очень популярным и со временем  нацеливается на более сложные произведения.  При этом он очень активно использует возможности мастерства музыкантов своего оркестра.

[peckplayer id=»2″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/03/Caravan.mp3″]

Вы когда-нибудь слышали «Caravan»? Это свинговый стандарт, который обошел весь мир. Со временем сложилась такая картина, что именно Эдварда Кеннеди Эллингтона стали называть «первым доподлинно американским композитором»!

Конец тридцатых. В нью-йоркском отеле «Сен-Реджис» происходит совместное выступление оркестра Дюка Эллингтона и музыкантов филармонического оркестра.

Примерно в то же время начинает меняться звучание оркестра. Это стало происходить во многом благодаря приходу новых музыкантов: контрабасиста Джимми Блентона и тенор-саксофониста Бена Уэбстера. В таком составе они совершают турне по Европе. Звучание изменилось настолько кардинально, что среди джазовых музыкантов этот период называют Блентон-Уэбсторговским.

Время Второй мировой войны не проходит бесплодно – его оркестр по-прежнему продолжает творить. 23 января 1943 года в Карнеги-Холле происходит благотворительный концерт, средства с которого идут на поддержку Красной Армии. Немного странно, на первый взгляд, но вспомним, что в то время США и СССР были союзниками, а холодная война началась куда позже.

После окончания войны потихоньку наступает закат эпохи биг-бендов. Они стали такими же динозаврами, какими были в свое время цеппелины. На концерты стало приходить все меньше и меньше людей, и Дюку пришлось пополнять концертные сборы своими собственными гонорарами, чтобы хоть как-нибудь удерживать оркестр на плаву.

Начало пятидесятых стало особенно тяжелым временем для оркестра. Из-за того, что интерес к джазу продолжал снижаться, один за другим из оркестра стали уходить ключевые музыканты. И на несколько лет оркестр словно растворился в тени.

Но насколько же ярким было возвращение Герцога! Первый же альбом, записанный им после того самого знаменитого джазового фестиваля в Ньюпорте, стал самым знаменитым и продаваемым альбомом в истории музыканта! Ellington at Newport!

Он снова становится востребованным музыкантом и снова начинает гастролировать по Европе. Он и дальше вполне успешно выступал, сотрудничал и писал музыку с такими известными джазовыми музыкантами, как Луи Армстронг, Коулмен Хокинс, Джон Колтрейн и другие. Бенд выступал в Белом Доме, занимал множество первых мест на конкурсах.

Эллингтон концертировал по всему свету. Бывал в Японии, на Ближнем и Дальнем Востоке и в СССР. Вот что он писал о своих концертах в СССР: «Знаете ли вы, что некоторые из наших концертов продолжались там по четыре часа? Да, и никто не жаловался — ни публика, ни работники сцены, ни даже оркестранты. Русские приходили слушать нашу музыку, а не по какой-либо другой причине. По десять-двенадцать раз они вызывали нас на бис».

Шесть сотен дисков. Практически ни одну композицию Дюк не позволял играть точно также, как в предыдущий раз, всякий раз он ревностно стремился к совершенству. Большинство из его джазовых пьес, а их больше тысячи, включены в золотой фонд джаза, и даже если он и возвращался к своим старым произведениям, он их, по сути, всякий раз сочинял заново.

Его произведения представляли собой маленький концерт, в каждом из которых музыканты могли полностью раскрыть себя. Поэтому в его творчестве сочеталась как его собственная неповторимость и индивидуальность, так и индивидуальность каждого из музыкантов биг-бенда.

Он был настоящим воплощением своего прозвища: с этим деликатным и авторитетным человеком музыканты оставались практически на всю жизнь.

Умер Дюк Эллингтон в 1974-м году. И кто знает, быть может, прожил бы и дольше, если бы не рак легких.

На видео внизу — выступление трио во главе с Герцогом в 1967 году.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий