Чик Кориа

Отец  научил сына игре на фортепиано в возрасте четырех лет, а с восьми лет – на ударных инструментах

Чик Кориа не имел музыкального образования, что не помешало стать ему всемирно известным джазовым пианистом

Сегодня речь пойдет об одной из наиболее знаковых фигур среди джазовых пианистов последних десятилетий — Армандо Энтони «Чик» Кориа. Американского музыканта (фортепиано, клавишные, ударные) и композитора называют основоположником джаз-рока, чьи музыкальные эксперименты не знают границ.

Армандо Энтони «Чик» Кориа родился 12 июня 1941 года в Челси, штат Массачусетс, в семье итальянского происхождения. Его отец был джазовым музыкантом и научил сына игре на фортепиано в возрасте четырех лет, а с восьми лет – на ударных инструментах. Несмотря на то, что Чик Кориа не получил специального музыкального образования, он продолжал занятия музыкой и дебютировал в бэнде своего отца, затем играл в оркестрах Билли Мэя и Уоррена Ковингтона.

Первые концерты Чика

В 1962 году, в 22 года, Чик Кориа перебрался в Нью-Йорк, где начал профессиональную карьеру в оркестре Монго Сантамарии, исполняющих музыку в латиноамериканском стиле. В середине 1960-х Кориа знакомится с трубачом  Блю Митчеллом, флейтистом Херби Манном, саксофонистом Стэном Гетцем и сотрудничает с ними вплоть до 1968 года. С ними же он сделал первые профессиональные записи. Первый успех Кориа приносит пластинка Tones For Joan’s Bones, записанная в стиле «хард-боп» в 1966 году. Еще большую известность в 1968 году получил альбом «Now He Sings, Now He Sobs», записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом. Сегодня он расценивается музыкальными критиками как мировая джазовая классика.

В конце 1968 года Кориа присоединяется группе Майлза Дэвиса, с которой записаны пластинки Filles De Kilimanjaro, In A Silent Way, Bitches Brew, Live-Evil. В этот период Кориа использует электронное пианино, что открывает свежее звучание и рождается новое направление в джазе. В 1970 году Кориа стал лидером группы, которая выступила перед 600-тысячной аудиторией на музыкальном фестивале в Англии.

Cirkle

фри-джазовое трио Circle

В поисках нового звучания Чик Кореа с Дэйвом Холландом и Барри Альтшулем создали фри-джазовое трио Circle

Вскоре после успешного выступления на фестивале, Кориа вместе с басистом Дэйвом Холландом покинули группу Дэвиса в поисках собственного авангардного звучания. С барабанщиком Барри Альтшулем они организовали фри-джазовое трио Circle, к которому позже присоединился саксофонист Энтони Брэкстон. Новая группа стала играть авангардный акустический джаз и много гастролировала по Европе и США. Несмотря на то, что группа Circle  просуществовала недолго, музыканты выпустили три пластинки, лучшей из которых называют  Paris Concert (1971). Вскоре Чик Кориа сменил направление в сторону сольных фортепианных импровизаций и уже в апреле 1971 года записал на лейбле ЕСМ несколько композиций, предугадав тем самым популярность современной фортепианной музыки.

Return to Forever

В конце 1971 года Кориа собирается группу Return to Forever, в состав которой вошли басист Стэнли Кларк, саксофонист и флейтист Джо Фаррел, барабанщик и перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Таким составом в феврале 1972 года они записали дебютный альбом для лейбла ECM, в который вошла очень известная композиция Кориа «La Fiesta». Уже в марте были записаны очередные хиты — «500 Miles High,» «Captain Marvel». Группу не покидало вдохновение. Эта блестящая команда создавала классические и легкие джазовые мелодии с бразильскими ритмами. Они стали лучшими в 1970-е годы в стиле «фьюжн».

В начале 1973 года в группу вошли электрогитарист Билл Коннорс и барабанщик Ленни Уайт, с которыми группа нашла новое электронное звучание. Родилась новая музыкальная волна, когда рок и джазовые импровизации слились в едином звуке. Именно в этом году Кориа был назван «композитором номер один» в журнале Down Beat, а с 1975 года был лучшим исполнителем на электропианино.

В 1974 году на смену гитаристу Коннорсу пришел 19-летний безудержный и скоростной  Эл ДиМеола. Он вдохнул энергичное, роковое и смелое  звучание. С ним группа покорила новую публику и набрала толпы поклонников рока. Складывается впечатление, что Кориа отдает дань моде. Но он идет дальше, дополняя группу струнными и духовыми инструментами, а также используя приемы классической музыки.

Начиная с 1972 года Кориа и Return to Forever записывают по альбому в год- Light As A Feather (1972), Return To Forever (1973), Hymn Of The Seventh Galaxy (1973), Where Have I Known You Before (1974), No Mystery (1975), The Leprechaun (1976), My Spanish Heart (1976), The Mad Hutter (1977), Music Magic (1977).  С 1976-1977 группа находится на вершине успеха и завоевала три премии Grammy.

Творческие дуэты и сольные альбомы

В 1978 году Чик Кориа находит вдохновение в дуэте с  Херби Хенкоком, при этом продолжая работу с Return to Forever (RTF). Чик и Херби играют исключительно на акустическом пианино и вместе получили блестящий результат: были сделаны записи  в 1978 Corea / Hancock, 1980-х Вечер с Херби Хэнкоком и Чик Кориа.

Также Кориа сотрудничает с Майклом Бреккером, Китом Джарретом. Весной 1981 году Кориа посетил Москву и Санкт-Петербург вместе с Гэри Бертоном. Это не были гастроли в обычном смысле этого слова, он приехал в Советский Союз, движимый любопытством к советской жизни, и дал несколько выступлений в узком кругу посвященных.

Помимо творческих союзов, Кориа записывает сольные и классические альбомы. Так, в 1984 году вышел  «Концерт для двух клавиров» Моцарта.

Elektric Band

проект  «Elektric Band»

В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл.

В 1985 году Чик Кориа открыл новый проект — «Elektric Band», в стиле фьюжн. В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл. Вместе они записали пять альбомов: Elektric Band (1986), Light Years (1987), Eye of the Beholder (1988), Inside Out (1990) и Beneath the Mask (1991).

Через несколько лет он собрал «Акустическое трио» с Уиклом и Патитучи. В 1993 году Кориа записывает множество фортепианных джазовых импровизаций и следующие годы много гастролирует.

Музыка Чика Кориа виртуозна и непредсказуема, полна живых чувств и страсти. Кориа – универсальный пианист, который безупречен в любом жанре. Его заслуга в том, что он не остановился только на джазе – он постоянно выходит за рамки и открывает новое. Он стоит у истоков направления джаз-рока.

Кориа всецело посвятил себя музыке, много и плодотворно работает, зачастую занимаясь несколько проектами одновременно. Сегодня он известен как виртуозный пианист и композитор, чьи джазовые стандарты стали классическими, а стиль всегда узнаваем.

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Наверх