Чертовски тяжелый синтезатор — орган Хаммонда: часть I

Орган ХаммондаПомню, как-то раз я ездил на гастроли с одним джаз-бендом. Нет, не в качестве музыканта, — мне тогда было не до того, — с инструментами попросили помочь.

Вы хоть представляете себе, какой инструментарий у достаточно крупной джазовой банды?  Вот именно – ВАГОН. Многотонная фура была заполнена доверху в самом прямом смысле этого слова.

Но был один инструмент, который запомнился куда как крепче, чем все остальные, вместе взятые.

На тот момент орган Хаммонда запомнился мне именно своим чертовски огромным весом. Не помню точно, сколько именно он весил, но, по сравнению с ним, концертный рояль был легоньким, словно пушинка.

Да что там рояль, мой «Смит энд Вегнер» в разы легче! Но поверьте, этот инструмент стоил того, чтобы сорвать спину.

Органов Хаммонда осталось мало.  Их изначальные варианты сейчас не выпускают, они безумно дорогие (хотя того стоят), и, что самое грустное, – они имеют свойство со временем изнашиваться.

Откровенно говоря, это не синтезатор в том понимании этого слова, к которому мы привыкли. Это все равно что назвать электрогитарой то чудо с датчиками, которое было вначале. Но он делал то, что до сих пор не удавалось ни одному инструменту: великолепно имитировал – синтезировал  – звучание настоящего духового органа.

John Lord из группы Deep Purple с органом ХаммондаВы когда-нибудь слышали бессмертную балладу Child in Time? Услышав это кристально чистое звучание органа, мало верится как в то, что это звучит синтезатор, так и в то, что эта запись была сделана ни много ни мало, а сорок лет тому назад.

Но сам инструмент появился куда как раньше. Лоренс Хаммонд спроектировал его в далеком 1935-м году, а значит, к моменту записи альбома Deep Purple «In Rock» он был уже дедушкой. Теперь это и вовсе динозавр, как и сами Deep Purple.

Не все церкви могли позволить себе настоящий дорогой духовой орган, поэтому он планировался как замена классическому церковному инструменту, но со временем оказалось, что он чрезвычайно популярен и среди «мирян». Да не просто мирян, а блюзменов, джазменов, рок-н-рольщиков и даже военных музыкантов.

Как это все в нем происходит

В настоящем органе, том самом, который папа Виталиан ввел в католическую церковь в 666-м году, звук образуется в огромном множестве труб, а вот в органе Хаммонда используется аддитивный синтез звукового сигнала.

Этим он в чем-то схож с теллариумом, и в нем также используются механические фонические колеса. Это в самых первых инструментах, тех самых, которые ныне не выпускаются.

Орган Хаммонда для публики

Уже с тех пор у инструмента, помимо традиционного мануала, появились рычажки, при помощи которых можно было подстраивать сигнал самым разнообразным образом, кроме того, у более поздних инструментов появилось электромеханическое вибрато.

Современные Хаммонды используют для синтеза звука осцилляторы. При этом производители имитируют ту самую особенность, которая вначале была недостатком этих электрических органов: щелчок.

Интересно, что, если изначально щелчок был следствием несовершенства электромеханической конструкции, то теперь он синтезируется до жути сложными схемами.

 Динамики Лесли, которые изначально были вроде как конкурентами Хаммонда, теперь считаются неотъемлемым атрибутом, причем именно по звучанию. Благодаря вращающемуся элементу, в них создавался тот самый эффект вибрато, который теперь так высоко ценится музыкантами.

Как орган Хаммонда завоевывает музыкально-инструментальный  рынок

Так вот, о самом органе. Его первым покупателем стал не кто иной, как Генри Форд — тот  самый создатель громаднейшей автомобильной корпорации. Одному Богу известно, зачем он купил у Хаммонда целых шесть штук, но точно известно, что заявленная цена составляла всего 1250 долларов.

Многовато? А вы подумайте о том, что речь шла об эксклюзивном инструменте, аналогов которому не было в мире. Он был настолько дешевле традиционного органа, что стал пользоваться феноменальной популярностью практически до своего появления на свет.

Всего за первый год было продано почти полторы тысячи органов.  Да, большинство из них приобретались церквями, но среди покупателей были и обычные музыканты.

Орган Хаммонда в рекламных материалахЕстественно, что это вызвало резонанс. Да еще и какой! Понятное дело, что успех Хаммонда покоя не давал производителям классических духовых органов. «Хаммонд» стоил в десятки, а то и в сотни раз дешевле.

Дело даже дошло до того, что они подали жалобу в Федеральную торговую комиссию, чтобы те лишили изобретателя права называть свой синтезатор органом.

В качестве аргументов выступали претензии к звучанию: мол, звучание этого электрического инструмента не может передать то богатство звука, свойственное большому органу.

Вообще-то так оно и было. Ну не мог сравнительно небольшой инструмент на равных состязаться с многотонным монстром! Или мог?

(продолжение здесь)

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Наверх