Антонин Дворжак – чешский композитор мирового уровня


Чешский композитор - Антонин Дворжак
Антонин Дворжак

Антонин Дворжак, полное имя Антонин Леопольд Дворжак, родился 8 сентября 1841 года в Нелагозевесе (Богемия, Австрийская империя), умер 1 мая 1904 года в Праге.

Первый чешский композитор, получивший всемирное признание, известен использованием фольклорного материала в музыкальном языке эпохи Романтизма.

Становление композитора А. Дворжака. Ранние работы, спрятанные в бездне стола

Дворжак был старшим из девяти детей. Родился в селении Нелагозевес, стоящем на реке Влтава, к северу от Праги.

Семья и друзья А. Дворжака
Антонин Дворжак с семьей

Он рано начал обучаться музыке у своего отца. Еще мальчишкой стал скрипачом, участвовал в любительских ансамблях, которые сопровождали местные танцы. Хотя предполагалось, что Антонин станет мясником и трактирщиком, как его отец (который к тому же играл на цитре), мальчик проявил недюжинный талант к музыке, который был признан и поощрялся. Когда ему было около 12 лет, он переехал к своим родственникам (дяде и тете) в Злоник и начал изучать гармонию, фортепиано и орган.

Молодой Антонин Дворжак
Антонин Дворжак. Фотография 1868 года

За три года, проведенные в Злонике, он написал свои первые произведения — польки. В 1857 году проницательный учитель музыки, понимая, что Антонин вышел за пределы его скромных возможностей, и что сам он больше ничему не научит, убедил отца Дворжака зачислить одаренного юношу в Органную школу в Праге. Там мальчик завершил двухлетний курс обучения, но знаний, полученных в школе, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов Дворжака. Он это понимал, и поэтому решил любой ценой остаться в Праге, чтобы иметь возможность продолжить свое образование. Жил он тогда впроголодь, зарабатывая на жизнь игрой на виоле в различных кафе и с театральными труппами, дополняя свой небольшой заработок занятиями с несколькими частными учениками.

1860-е годы были сложными для Дворжака, который с огромным трудом изыскивал время и деньги на нотную бумагу и фортепиано, чтобы иметь возможность сочинять. В последующие годы он говорил, что мало помнит о том, что писал в те дни. К 1864 году две симфонии, опера, камерные произведения и многочисленные песни лежали в его столе, никем прежде не услышанные. Разнообразные произведения этого периода показывают, что его ранняя склонность к музыке Людвига ван Бетховена и Франца Шуберта все больше окрашивается оттенками влияния Рихарда Вагнера и Ференца Листа.

Влияние семьи и друзей на творчество Дворжака

Сестры Жозефина и Анна Чермяковы
Дворжак преподавал фортепиано сестрам Жозефине и Анне Чермяковым

Среди студентов, с которыми занимался Дворжак, были сестры Жозефина и Анна Чермяковы. Музыкант влюбился в старшую, Жозефину, но она не ответила взаимностью на его чувства. Говорят, что боль его безответной любви была выражена в вокальном цикле «Кипарисы» (1865) и некотором количестве песен на тексты Густава Пфлегер-Моравского.

В ноябре 1873 года он женился на младшей сестре, Анне, пианистке и певице. Первые несколько лет брака были омрачены финансовой нестабильностью и отмечены трагедией. Анна родила трех детей до 1876 года, но к 1877 молодожены похоронили всех их.

Лондон. Чета Дворжак
Антонин Дворжак с супругой Анной

Однако, в 1878 году она родила первого из шести здоровых детей, которых пара вырастила вместе. Дворжаки поддерживали тесные отношения с Жозефиной и мужчиной, за которого она, в конце концов, вышла замуж — графом Вацлавом Коуник.

После нескольких лет регулярных визитов они купили летний домик в небольшом поселке Высока, где поселились Жозефина и граф, и проводили там каждое лето. В этом доме Дворжак сочинил некоторые из своих самых известных произведений.

В 1875 году австрийским правительством композитору был присуждён государственный грант, и эта награда приблизила контакт с Иоганнесом Брамсом, с которым у него сложилась тесная и продуктивная дружба. Брамс не только дал ценные технические советы, но также нашёл влиятельного издателя в лице Фрица Симрока, фирма которого опубликовала «Моравские Дуэты» для сопрано и контральто, а также «Славянские Танцы» для фортепиано в четыре руки.

Чешский композитор - А. Дворжак
В 1875 году Дворжаку был присуждён государственный грант

Это стало началом привлечения мирового внимания как к самому Дворжаку, так и к музыке его страны. Восхищение ведущих критиков, музыкантов и дирижеров того времени способствовало распространению его славы за рубежом, что привело, естественно, к еще большим успехам на родине.

В 1884 году он совершил 10 поездок в Англию, где с большим успехом выступал в качестве дирижера своих произведений. Особенной популярностью в Лондоне пользовались его хоровые произведения, в том числе «Stabat Mater» и «Te Deum», они то и принесли первый значительный успех композитора в этой стране. В 1890 году Дворжак лично наслаждался триумфом в Москве, в которой его друг, Петр Ильич Чайковский, организовал два концерта. В следующем году он получил от Кембриджского университета звание почетного доктора музыки.

Разум — в Америке, сердце — на родине

В 1892 году Дворжак принял должность директора недавно основанной Государственной Консерватории Музыки в Нью-Йорке. Там он познакомился с одним из афроамериканских композиторов – Харли Берли, который познакомил Дворжака с новым для него музыкальным стилем – спиричуэлс. Результатом этого знакомства стало сочинение его знаменитой симфонии №9 «Из Нового света». В ней композитор сумел сочетать национальное своеобразие своей музыки с негритянскими и индейскими мелодическими и ритмическими оборотами.

Дворжак со своей семьем около дома в Нью-Йорке
Семья Дворжак в Нью-Йоркском доме

Нью-Йоркские газеты писали о нем так:

«Его идеи и его стиль обладают качествами, которые позволяют нам говорить: это Чехия, так же, как мазурки Шопена или рапсодии Листа кричат нам: вот польский или это венгерский композитор, даже если мы не слышали его раньше.»

Во время пребывания в Соединённых Штатах он часто путешествовал на запад, до Айовы, где посещал чешскую диаспору. Несмотря на то, что Дворжак восхищался окружающей его средой Нового Мира, между тем он тосковал по родине. В 1895 году композитор вернулся в Богемию.

Последние годы своей жизни посвятил сочинению струнных квартетов, симфонических поэм и опер.

Бедржих Сметана за 17 лет до Дворжака заложил основы чешского национального движения в музыке. Дворжаку же досталась участь развить и расширить эти начинания впечатляющим рядом работ. Причины популярности лежат в мелодическом таланте Дворжака и в восхитительно свежей чешской природе его музыки, которая предлагала долгожданный контраст с тяжеловесностью некоторых из его современников.

Жанровое разнообразие творческого наследия композитора

Великолепное обладание техникой и богатое мелодическое вдохновение помогли ему создать множество разнообразных произведений. Он писал во всех музыкальных жанрах и оставил произведения, которые считаются классикой во всех из них. Все его симфонии зрелого периода отличаются высоким качеством, но только в мрачной Симфонии № 7 (ре-минор) соблюдена структура классической симфонии.

[peckplayer id=»2″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2015/05/Dvorzhak-Simfoniya-7-adagio.lite_.mp3″]

Симфония № 9 «Из Нового света» (ми-минор) остается самой известной работой Дворжака. Частично потому что она считается основанной на афро-американских спиричуэлсах и других влияниях продолжительного пребывания в Соединенных Штатах. Однако, Симфония № 9 ни в коей мере не превосходит Симфонию № 6 (ре-мажор) или Симфонию № 8 (соль-мажор) и, в действительности, менее характерна для композитора, нежели эти произведения.

Из четырех концертов, написанных Дворжаком, только Концерт для виолончели (си-минор) можно смело назвать классикой.

Хоровые произведения, столь популярные в момент своего появления, разделили судьбу большинства образцов хоровой музыки конца 19-го века, но «Stabat Mater» и «Te Deum» являются одними из лучших примеров в своем роде.

Опера осталась единственным жанром, не покорившимся гению композитора, хотя он написал 10 из них, в частности «Русалку».

Некоторые критики считают главными ошибками Дворжака несколько неразборчивую и повторяющуюся манеру, бессистемные стилистические промахи и слабость оформления крупных сочинений. Недостатки, однако, выглядят незначительными в свете удивительной плодовитости его мелодий, простоты и прямолинейности, с которыми он достигал своих целей. В музыке Дворжака яркое национальное своеобразие чешского фольклора сочетается с эмоциональным богатством, жизнерадостностью, ясностью музыкального мышления и стройностью формы. Музыка Дворжака рассказывает нам о том, что он был привлекательной личностью – скромным, глубоко религиозным семейным человеком, обладавшим хорошим и простым вкусом, — а также большим знатоком родной природы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий