Энгармонический рояль князя В.Ф. Одоевского


Энгармонический рояльКнязь Владимир Федорович Одоевский – выдающийся представитель русской культуры середины XIX века. Музыкальный критик и основоположник научного музыкознания в России, пианист и органист, композитор и собиратель русских народных песен, он был также писателем, философом, археологом, увлекался математикой, химией, акустикой и многим другим. Столь уникальная многогранность его ума и способностей поражала современников. Сам же Одоевский говорил: «На меня нападают за мой энциклопедизм. Но мне не приходилось еще ни разу сожалеть о каком-либо приобретенном познании». Он признавал, что в своем стремлении к энциклопедизму следовал примеру великого Михаила Ломоносова.

История появления энгармонического рояля

Владимир Федорович ОдоевскийВ конце 1840-х годов Владимир Федорович заказал для себя у одного из лучших органостроителей того времени – Георга Метцеля – кабинетный орган. Этот орган получил даже особое имя «Себастьянон» – в честь великого Баха, музыку которого Одоевский ценил необычайно высоко.

Инструмент отличался тонкостью нюансировки: на нем возможно было сыграть crescendo и diminuendo путем более или менее сильного нажатия на клавишу. Орган был довольно большой: около 2,5 метров в высоту, имел два мануала (по пять октав каждый), а также педальную клавиатуру.

В 1864 году Одоевский специально заказал новый инструмент. Это был так называемый энгармонический рояль («…или, как называл его автор, “энгармонический клавесин”»).

Особенность инструмента состояла в том, что в октаве, вместо привычных двенадцати, было девятнадцать клавиш.

То есть все черные клавиши оказались поделены на две, а также добавлено по клавише между «си» и «до» и между «ми» и «фа». По мысли Одоевского, подобная конструкция и, соответственно, расширенные возможности темперации должны были помочь в воспроизведении русских народных песен с их непростым строем. Сконструирован рояль был на фабрике А. Кампе по чертежам самого Одоевского.

Энгармонический клавесин

Сохранилась даже расписка (на немецком языке) в получении 300 рублей серебром за изготовление энгармонического рояля для Владимира Федоровича Одоевского от 11 февраля 1864 года.

В музее им. М.И. Глинки сохранены пьесы, написанные специально для этого инструмента:

  • Engarmonisch (Ф73 № 95),
  • Пьеса для скрипки и энгармонического фортепиано (Ф73 № 134/б),
  • Запрещенные квинты (Ф73 № 117) и другие.

В музее М.И. ГлинкиЭнгармонический рояль стоял в кабинете Одоевского в его доме на Смоленском бульваре. Он не был так популярен, как его «предшественник» — орган «Себастьянон», поскольку на нем было очень сложно играть. Расстояния между клавишами столь узки, а дополнительные «си#» и «ми#» так длинны, что вероятность неверных нот была весьма велика. К тому же для неискушенного музыканта непривычной была и настройка инструмента.

В 1869 году, после смерти Одоевского, его жена Ольга Степановна Одоевская передала музыкально-литературную и нотную библиотеку, музыкально-теоретические, исследовательские работы, письма и другое наследие мужа, а также принадлежавшие ему музыкальные и акустические инструменты, в числе которых был энгармонический рояль, в дар Московской консерватории.

Более 40 лет архив Одоевского пылился где-то в уголке, никем не разобранный, никому не нужный, и лишь с открытием в 1912 году при Московской консерватории Музея им. Н. Рубинштейна рукописи и рояль передали туда. В 1943 году этот скромный музей-хранилище получил статус Центрального музея музыкальной культуры. А энгармонический рояль князя В.Ф. Одоевского стал одним из его примечательных экспонатов.

Рояль Одоевского как экспонат музея им. Глинки

Так что же это за инструмент?

Небольшой по размерам (1500 мм х 970 мм х 900 мм), с диапазоном клавиатуры от «до» большой октавы до «фа» третьей. В октаве реально оказывается не 12, а 19 клавиш, расположенных в 3 ряда. Клавиатура рояляПри этом белые клавиши нижнего ряда соответствуют белым клавишам обычного фортепиано (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), между ними по образцу черных клавиш обычного фортепиано помещены не пять, а семь клавиш (две дополнительные клавиши светло-коричневого цвета предназначены для нот ми-диез и си-диез).

Но если эти две дополнительные клавиши целостные, то оставшиеся пять разделены на два ряда: ближний к исполнителю образуют клавиши, соответствующие нотам ре-бемоль, ми-бемоль, соль-бемоль, ля-бемоль и си-бемоль, а расположенный над ними дальний от исполнителя ряд (выкрашенный в коричневый цвет) – клавиши, соответствующие нотам до-диез, ре-диез, фа-диез, соль-диез и ля-диез.

Особо интересна настройка инструмента. Гамма не была темперирована равными четвертитонами, а имела совершенно особое устройство, суть которого можно понять, обратившись к теоретической работе Одоевского «Музыкальная грамота, или основание музыки для немузыкантов», написанной в 1868 году. Энгармонический рояль Одоевского

Путем «гласового отдания» (акустические обертоны струны «до») он находит диатоническую гамму (где, однако, полутоны «си» – «до» и «ми» – «фа» меньше обычного полутона; хроматическая гамма находилась путем продолжения чистых квинт от «до» вверх – диезы, от «до» вниз – бемоли: это, собственно говоря, составляет Пифагорову темперацию, в которой все бемоли низкие, а все диезы высокие, что в итоге приводит к слишком широким мажорным (т.н. пифагоровым) терциям.

Энгармонический рояль князя В.Ф. ОдоевскогоВозможно, что в дальнейшем при настройке Одоевский от этого отказался, хотя предложенная им система вполне соответствует церковным ладам (модусам). Но поскольку инструмент был назначен и для акустических опытов, то возможны были и другие способы темперирования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 1
  1. Александр

    У меня такой же Рояль , А.Kampe . Долгое время стоит без дела на веранде , белые клавиши покрыты натуральной костью , имеются на них следы выработки от пальцев , Рояль тем не менее строит , но клавиатура по моему как на современных инструментах ..

Добавить комментарий