Клавикорд — предшественник фортепиано


КЛАВИКОРД (позднелат. clavichordium, от лат. clavis — ключ и греч. χορδή — струна) — небольшой клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент — является одним из предшественников фортепиано.

Клавикорд
Клавикорд похож на пианино

Внешне клавикорд похож на пианино. Его составляющими также являются корпус с клавиатурой и четыре подставки. Однако на этом сходства заканчиваются. Звук у клавикорда извлекался благодаря тангентной механике. Что же представлял из себя такой механизм? В конце клавиши у клавикорда укреплён металлический штифт с плоской головкой — тангент (от лат. tangens — касающийся, прикасающийся), который при нажатии клавиши касается струны и остаётся прижатым к ней, деля струну на 2 части:

  1. свободно вибрирующую и издающую звук;
  2. заглушённую мягкой оплёткой.

В зависимости от места касания тангента одна и та же струна могла издавать звук разной высоты.

Клавикорды были двух типов:

  • те, которые использовали одну и ту же струну для разных тонов, — так называемые связанные клавикорды  —  на одну струну воздействовали тангенты 2—3 клавиш (так, в клавикордах с 46 клавишами число струн было 22—26);
  • те, в которых для каждого отдельного тона (клавиши) отведена своя струна  — «свободные» клавикорды — в них каждой клавише соответствовала особая струна.

(A/B) клавиши; (1A/1B) тангенты (металлические); (2A/2B) клавиши; (3) струна (точнее, её звучащая часть при ударе тангента); (4) резонансная дека; (5) колок; (6) демпфер

Иногда нижняя октава клавикорда бывала укороченной — частично диатонической. Теплота и выразительность, нежность и деликатность звучания инструмента обуславливаются особенным способом звукоизвлечения — осторожным, как бы вкрадывающимся прикосновением к клавише. Чуть покачивая нажатую клавишу (соединённую со струной), можно было придать звуку вибрацию. Этот прием стал характерным исполнительским способом игры на клавикорде, который был невозможен на других клавишных инструментах.

История и форма

Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в документах 1396 года, а самый старый сохранившийся инструмент был создан в 1543 году Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis) и находится сейчас в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.

Клавикорд был распространён во всех европейских странах. Первоначально он имел форму прямоугольного ящика и при игре лежал на столе.
Позднее корпус был снабжён ножками. Размеры клавикорда колебались от малых (октавных) инструментов, имеющих форму книги, до сравнительно больших, с корпусом длиной до 1,5 метров. Число октав изначально составляло всего лишь две с половиной, но с середины XVI века оно увеличилось до четырёх, а в дальнейшем равнялось уже пяти октавам.

Композиторы и клавикорд

 Для клавикорда создавали произведения такие великие композиторы, как И.С. Бах, его сын К.Ф.Э. Бах, В.А. Моцарт и даже Л. ван Бетховен (хотя во времена последнего в моду всё стремительней входило фортепиано — инструмент, который Бетховену очень нравился). Из-за своего сравнительно тихого звучания клавикорд использовался преимущественно в домашнем быту и в начале 19 в. окончательно вытеснился фортепиано.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий