Вы когда-нибудь слышали Duke Ellington? С равным успехом я мог бы вас спросить, слышали ли вы Шопена. А ведь старого Дюка действительно сравнивают именно с Шопеном. Кто этот чернокожий классик двадцатого века?
[peckplayer id=»1″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/02/01.-If-You-Cant-Hold-The-Man-You-Love.mp3″]
Когда видишь дату выхода его первого альбома, то сложно себе представить, что это вообще возможно, а когда слышишь эти, хоть и слабые, хрипящие и плавающие звуки старинной записи, то удивляешься чистоте, напору и красоте звучания его оркестра.
Скажем так: это сейчас его можно назвать классиком. Он сыграл так много композиций, что кажется даже невозможным сыграть еще больше. А тогда он был Джазменом! Да-да, именно с большой буквы!
Свое прозвище он получил еще в школе… ах да, «Дюк» — это не имя. Это кличка. «Герцогом» его прозвали не то из-за некоторой излишней самоуверенности и пижонства, не то из-за любви к щегольским нарядам. Там же в школе он и написал свою первую композицию. В результате им заинтересовались сразу три… нет, не студии звукозаписи, а сразу три девочки. Для него этого был вполне жизнеутверждающий результат, и он решил стать джазовым пианистом.
[peckplayer id=»1″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/02/06.-Creole-Love-Call.mp3″]
Нет так уж и плохо он жил для чернокожего мальчика, который и родился-то в 1899-м году. Его отец был дворецким и какое-то время служил в Белом Доме. Его звали Джеймс Эдвард, в честь отца ребенка назвали Эдвардом Кеннеди Эллингтоном. Он рос в достатке, покое и стабильности, которые мало кому из его сверстников были доступны.
Дюк ведь играл далеко не только джаз. Он многого достиг в сочинении музыки для богослужений, и для этого были основания: его мама была глубоко верующей женщиной, хорошо играла на пианино и привила нежно любящему ее ребенку также любовь и к музыке, и к религии.
Сейчас это кажется немного странным, но человек, который записал больше всего музыкальных альбомов, чем кто-либо иной на планете, в юности хотел быть не музыкантом, а художником.
Когда-то в школе он даже выиграл конкурс на самый лучший плакат в городе Вашингтон. И кто знает, как бы сложилась история современной музыки, если бы со временем его любовь к краскам не начала остывать.
[peckplayer id=»1″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/02/15.-Black-Beauty.mp3″]
Все это время он продолжал заниматься музыкой и изучал музыкальную теорию, а потому в 1917-м году окончательно вознамерился стать профессиональным музыкантом. Примерно в том же году он начинает неофициально учиться у известных вашингтонских музыкантов, начинает руководить некоторыми ансамблями.
В начале двадцатых он основал свой первый джазовый оркестр, который был назван «Washingtonians». Если иметь в виду, что ему самому тогда было немногим больше двадцати, то результат получается весьма впечатляющим! Особенно если учесть, что спустя какое-то время их согласились принять в «Cotton Club», где они и стали играть.
Вот только…. Так ли уж он его и основал? Есть версия, что изначально он входил в состав квинтета «Вашингтонцы», но вот руководящий пост стал занимать в нем далеко не сразу.
Спустя пару лет ансамбль из пяти человек перерастает в небольшой оркестр из десяти, и дальнейшая судьба музыканта была решена. Работа в престижном клубе, регулярные радиотрансляции: все это способствовало росту популярности «вашингтонцев».
Судя по всему, примерно тогда же начали активно выпускаться и первые записи джаз-бенда. По-крайней мере, мне удалось найти запись 1928-го года. На этом альбоме уже звучит его знаменитый «Зов креольской любви». Мощное, мелодичное звучание бенда и некоторое шуршание времени, которое наложило на запись свой неповторимый шарм – все это делает пластинку ценной вдвойне, втройне и десятикратно. Эмоциональность этой музыки не поддается описанию. Это действительно – джаз на краю времени!
[peckplayer id=»1″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/02/12.-East-St.-Louis-Toodle-o.mp3″]
Если вы хотите услышать в музыке тропические мотивы и дух двадцатых годов, если вас вдохновляет эмоциональная, безнадежно искренняя музыка, то первая пластинка Дюка Эллингтона — это именно то, что вам нужно.
А на видео ниже — запись 1942 года, на которой Дюк Эллингтон исполняет C Jam Blues:
Продолжение рассказа о гении джаза Дюке Эллингтоне — в следующей части.