Как читать ноты (Урок 2)


На прошлом уроке нашего Самоучителя мы научились ориентироваться на фортепианной клавиатуре, познакомились с понятиями: интервал, тон, полутон, гармония, тональность, гамма.

Однако если вы собираетесь серьёзно заниматься игрой на фортепиано, то вам необходимо уметь читать ноты. Согласитесь, что если вы, к примеру, свободно разговариваете на иностранном языке, но не умеете читать или писать на нём, то ценность ваших знаний будет значительно более малой. Да, не буду вам врать — это не самые простые в освоении знания, и сначала вам придется тратить какое-то время, чтобы понять, какая нота на какой линии что обозначает, придётся осваивать местный аналог пунктуации: знаки пауз, длительности и тому подобное. Но, опять же, результат не заставит себя ждать.

В итоге вы сможете свободно разбираться в нотной грамоте и впоследствии, просто положив перед собой ноты, вы будете читать их, как книгу на русском языке, и так же спокойно будете мгновенно воспроизводить на инструменте музыкальные произведения любой сложности. А с фортепиано без них будет действительно сложно. У гитаристов есть палочка-выручалочка, так называемые табулатуры, где наглядно показывается, какой лад и на какой струне нужно зажать, чтобы воспроизвести тот или иной звук, но, если честно, это достаточно примитивная система, и профессиональные гитаристы, да и вообще любые музыканты пользуются нотами.

Посмотрите внимательно на картинку ниже, на ней показано все настолько наглядно, насколько это только возможно. Первое, что вы увидите, – клавиатуру пианино и надписи над ней.

Октава – это разделённый на равные части звукоряд, одна октава начинается с ноты До и заканчивается также нотой Си, следующая после Си нота До будет относиться уже к следующей октаве.

Октавы пианино

Малая, первая, вторая октава

Ниже вы видите скрипичный ключ – пока вы в основном будете работать с ним. Иначе он зовётся ключом Соль – нота, изображенная рядом с ним, как раз, как не трудно догадаться, Соль, важный нюанс – это соль первой октавы. Это самый распространённый из всех видов ключей, используется для высоких нот, подходит также не для каждого инструмента. На пианино записанные в этом ключе ноты вы будете играть,  в основном, правой рукой. Помимо пианино в этом ключе пишутся ноты для скрипки (откуда и название), для большинства духовых, для гитар и вообще для инструментов, воспроизводящих ноты с малой октавы и выше.

Ключ Соль

Второй используемый для фортепиано ключ – басовый,или ключ Фа (нота расположена рядом с ним). Он применяется реже, чем скрипичный, и на первых порах вы не будете его активно применять, однако впоследствии, с усложнением партий, вам придется играть басовые линии, которые будут располагаться ниже малой октавы (субконтроктава → контроктава → большая октава → малая октава).

Бас – низкий звук, поэтому ключ используется инструментами с низким по высоте звучанием, такими, как бас-гитара, контрабас, фагот.

Важно: отличия в данном случае не просто косметические – на нотном стане ноты в басовом ключе будут писаться и располагаться по-другому, придётся запоминать их отдельно, но коснёмся басового ключа мы позже.

Ключ Фа

Одна из важнейших особенностей нот заключается в том, что они изображают не только то, какая нота играется, но и то, какая у неё длительность. Все ноты, что вы видите выше,  являются целыми, то есть они идут на протяжении всего такта. 

Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.

Так изображается тактовая черта в середине произведения:

Изображение тактовой черты в середине произведения

А так изображается последняя тактовая черта, на котором произведение завершается:

Завершающая тактовая черта

Сильная доля – кульминационный момент в отдельно взятом такте, он выделяется тем, что нота более громко сыграна, самое главное в ней то, что музыкант её подчеркивает и слушатель, пусть даже неосознанно, поймет, где завершился отрывок. Вы ведь ловили себя на том, что во время прослушивания музыки непроизвольно отстукиваете ритм ногой, тихо похлопываете по столу ладонью,  киваете в такт музыке головой. Каждый ваш кивок или удар ногой – это и есть доля в такте (если вы, конечно, не страдаете аритмией, а я в этом сомневаюсь).

Касаемо длительностей нот – их изображение будет гораздо проще запомнить, чем информацию, которую вы уже успели получить.

Продолжать можно при желании ещё очень долго. Сейчас вы имеете поверхностное представление о том, как выглядят ноты с разными длительностями, сейчас попробуйте вникнуть в самую суть…

Длительности нот в виде окружности

Названия длительностей, как вы видите, являются самой большой подсказкой. Весь круг, нарисованный выше – это целая нота, она звучит на протяжении всего такта. Половинная нота, соответственно, в два раза меньше.

Половинная = ½ целой

Четвертые = ½ половинной = ¼ целой

Восьмая =  ½ четверти = ¼ половинной = 1/8 целой

Соответственно в такте может поместиться ровно столько нот, сколько может поместиться в этом круге: в нём не может быть, к примеру, двух половинных и одной восьмой, не может быть пяти четвёртых. Сумма не может превышать единицы, то есть целой ноты. Все остальное будет уже ограничиваться только вашей фантазией:

Целая = Половинная + Восьмая + Восьмая + Восьмая + Восьмая

Целая = Четвёртая + Восьмая + Половинная + Восьмая…

Как я уже писал, длительности не будут ограничиваться восьмыми или шестнадцатыми. 32е, 64е, даже 128е и далее (хотя это уже, скорее, из области фантастики).

Думаю, что вы уловили смысл.…

Внутри каждого такта может располагаться определенное число ритмических долей.

Такты – это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей :-) (размер 4/4).  То какое их количество может поместиться в такте указывает размер.

Итак, у нас  остался один завершающий штрих – размер такта.

Ещё раз взгляните на схему выше. Если бы не было больше никаких факторов, влияющих на создание музыки, то мы жили бы в мире, где сильная доля всегда была бы одинаковой во всех песнях, в мире, где не было бы танцевальной музыки, и вообще ритмика бы очень сильно обеднела.

Такт размером 4/4

Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.

Верхняя цифра размера — означает сколько в такте долей, а нижняя — какие они по длительности.

Параметры нижней цифры:

  • 1 – целая
  • 2 – половинная
  • 4 – четвертная
  • 8 – восьмая
  • 16 – шестнадцатая
  • 32 – тридцать вторая и т.д.

4/4 – это наиболее часто встречающийся размер, он принят эталонным. Когда я говорил о длительностях нот, то речь шла именно о размере 4/4х. Эти цифры означают, что в такте 4 доли и по длительности они четвертные.

Но помимо него есть и другие, причем достаточно нестандартные. Но пока не буду сильно вас перегружать, на первое время (а оно будет достаточно долгим) вам хватит этих трёх:

2/4 3/4 4/4 такты

Чтобы было проще понять, то вот, к примеру, как выглядит в диаграмме такт в 2/4:

Рисунок размера такта 2/4

Как видите, весь такт является ½ от 4/4 и, соответственно, он в 2 раза меньше целой ноты, т.е. максимальным размером в ней будет половинная:

2/4 = 1 половинная = 2 четвертых = 4 восьмых

Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.

В ¾ все будет чуть-чуть сложнее:

Рисунок размера такта 3/4

¾ = 1 половинная + 1 четвертая = 3 четвёртых = 6 восьмых

Между прочим, в этом размере играется вальс! Но это не более, чем к вопросу о танцевальной музыке. Те, кто занимались танцами, меня поймут, да и вообще многие, думаю, не раз слышали эту, уже ставшую стереотипной, фразу: «Раз, два, три! Раз, два, три!». Да-да, это и есть ¾.

Но такой счет можно встретить и в размере 3/8, и здесь мы будем считать не четвертными, а восьмыми. Потому что верхняя цифра говорит нам о том, что в такте 3 доли, а нижняя, что по длительности они не четвертные, а восьмые.

Партия не всегда должна заполнять такт целиком и полностью, иногда должны появляться и пустые места, паузы, если быть точным. Для их обозначения также существуют специальные знаки, которые, никуда не деться, но придётся запомнить. Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!

Знаки паузы в партии

Надеюсь, вы еще помните первый урок, где я рассказывал, как играются гаммы.

Мы разбирали До мажор (C dur), Фа мажор (F dur), Соль мажор (G dur). Теперь, получив новые знания, давайте посмотрим, как будут выглядеть эти гаммы (обойдёмся только без До мажора – там и так всё очевидно).

Фа мажор (F dur)

Гамма F dur

Соль мажор (G dur)

Гамма G dur

Бемолями и диезами обозначены те ноты, которые вы будете играть на чёрных клавишах…. Впрочем, вы и так должны всё знать, вы ведь играли гаммы? Ведь играли же, правда? Учтите, я в вас верю!

Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

Включим дедукцию:

  1. В самом начале песни всегда ставится ключ, в данном случае, это — скрипичный ключ.
  2. После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают, в какой тональности играется произведение. В данном случае диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы. Из этого делаем вывод, что песня играется в тональности Ре мажор (вам простительно пока этого не знать, эту гамму на уроках я пока не затрагивал).
  3. 2/4 – вы видите размер такта, на который вы должны ориентироваться и не превышать его пределов. Каждая сильная доля – вторая.
  4. Значок четвертной паузы – первая четверть песни должна пройти без сопровождения фортепиано.
  5. Две восьмые ноты Ре первой октавы.
  6. Тактовая черта.
  7. Начало следующего такта: 2 «восьмушки» ноты Соль первой октавы, 2 восьмые Си первой октавы.

Если ваши мысли совпали с вышеописанным, то спешу вас поздравить, вы двигаетесь в верном направлении. Если же у вас не все сразу получилось, то не расстраивайтесь – этот материал достаточно сложен для освоения с нуля…. Но, как говорится, главный способ чему-то научиться – это практика. Для начала играйте по нотам простые песни, и, что важно, старайтесь пропевать читаемые вами ноты. Желательно при этом, чтобы рядом с вами был человек со знаниями и хорошим слухом, ибо если вы будете «лажать», то это будет только вам во вред. Если вы уверены в собственном слухе, то тогда дерзайте… В крайнем случае вы можете ориентироваться на ваше пианино  — оно не даст вам соврать голосом.

Постепенно,  если вы будете петь и играть даже те же самые гаммы, ваш профессиональный уровень поднимется на куда более высокий уровень, и вы будете читать ноты гораздо увереннее. Вы ведь помните, что самое главное в здании – это фундамент. Насколько крепко вы его заложите, настолько вам будет проще жить в будущем. А пока… Терпения вам, друзья мои, терпения!

Сегодня в  качестве бонуса предлагаю вам потренироваться на определение нот с помощью вот этой обучающей программы на знание нот.

Наш следующий, третий урок, будет посвящен гаммам, интервалам и другим понятиям, о которых будущему пианисту необходимо знать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 75
  1. Виктор

    Видимо я не настолько умный, чтобы понять написанное тут. Не зря люди годами учатся в музыкальных школах. Много чего не понятно:
    1) Зачем нужна тактовая черта, если время игры сильной доли означает размер такта?
    2 Вот написано: «Цифры, которые записываются после ключа, обозначают, каков размер такта, то есть как часто и в какой позиции вы будете слышать сильную долю.»
    Как часто играть это понятно — верхняя цифра. А что же тогда означает нижняя цифра, кроме как знаменатель дроби? Где описано её применение в роли «в какой позиции»?
    3)Множество различных знаков «паузы», но не сказано почему они пишутся по-разному и чем они отличаются друг от друга, кроме как прилагающейся к ней нотой? Они по-разному длительны или как?
    4)»Запомните также, что если рядом с нотой стоит жирная точка, то это означает, что длительность продлена наполовину!»
    Где наглядный пример постановки этой самой «точки»? И зачем её использовать, если и так существует богатая классификация по длительности (половинная, четвёртая и т.д.)? И вообще что значит продлить наполовину? То есть если нота половинная (1/2), то она становится полторашной (1/1.5) чтоли?
    5)В песенке «Каравай» используются символы, описанные в статье, однако непонятно:
    а)Почему некоторые ноты «перевёрнуты» (т.е. от точки «палочка» идёт вниз, а не вверх, как дано в начальной классификации) и что это означает?
    б)Почему некоторые ноты соединены между собой некой «чёрной полосой»?
    Буду благодарен за ответы на вопросы.
    С уважением, Виктор.

  2. superadmin (автор)

    Виктор, наоборот, Вы — очень сообразительный и внимательный ученик :) Ниже ответы на Ваши вопросы. Кстати, именно благодаря Вам я понял, что можно и нужно
    дополнить и раскрыть в уроке №2.
    1) Такт — отрезок стана, продолжающийся от одной тактовой черты до другой. Внутри каждого такта может распологаться определенное число ритмических долей.
    Такты — это как вагоны поезда, в которые может поместиться только определенное количество пассажиров, например 4 взрослых или 8 детей :-) (размер 4/4).
    То, какое их количество может поместиться в такте, указывает размер.
    2) О размере: верхняя цифра означает сколько в такте долей, а нижняя — какие они по длительности.
    Параметры нижней цифры: 1 — целая, 2 — половинная, 4 — четвертная, 8 — восьмая, 16 — шеснадцатая, 32 — тридцать вторая.
    Например, размер 4/4 — в такте 4 доли и по длительности они четвертные, размер 3/8 — в такте 3 доли и по длительности они восьмые.
    3) Есть объяснение в Уроке 4.
    4) Есть объяснение в Уроке 4.
    5)
    а) Это сделано для удобства чтения нот: если голос один, то штили нот до 3 линейки пишутся вверх, а выше третьей — пишутся вниз. Это закон написания нот.
    Если в мелодии два самостоятельных голоса, то штили верхнего голоса пишутся вверх, а нижнего — вниз;
    б) Есть объяснение в Уроке 4. Еще есть лиги, которые соединяют несколько
    разных нот — это legato.
    Нуансировкам в пьесах, таким как: темп, динамика, педаль, легато, стакатто и т.д. будет посвящен отдельный урок, но ближе к концу обучения.

  3. Виктор

    Спасибо, многое стало понятно, но всё же можно ещё раз уточнить понятие ритмической доли (что это такое?). А также по поводу длительности — она измеряется в секундах? Нужно приблизительно рассчитывать время нажатия клавиши? Или длительность и время нажатия — это разные понятия?
    По поводу закона написания нот — то есть именно на ИГРУ это не влияет? Только на голос в песне?
    И лиги — то есть до 4-го урока играть, не обращая на них внимания?

  4. superadmin (автор)

    1. Доля — элементарная единица музыкального метра. Да, длительность измеряется в секундах, но не все композиторы это указывают. Есть понятие ритма и метра. Так вот метрическая пульсация отвечает за то, как долго звучит определенная длительность. Это как стук сердца: он постоянный, а ритм наших действий — разный, но в темпе стука сердца. Вот и у каждого музыкального произведения есть своя «сердечная» пульсация. Когда произведение только разучивается, эта метрическая пульсация берется произвольно, чтобы было удобно играть и учить новый материал, а уж потом она увеличивается в зависимости от темпа, указанного композитором. Но темпу в музыке будет посвящен отдельный урок. Пока надо играть — как удобно для изучения нового материала – медленно.
    2. Да, на игру это не влияет.
    3. Если нота залигована с такой же нотой, на нее нельзя не обращать внимания, но в музыкальных примерах такие ситуации не давались. Если совсем не терпится, читайте Урок 4.

  5. Виктор

    Вы можете попроще написать, как песню сыграть? Что-то вроде «нажми эту клавишу 3 раза, потом подожди, затем перейди на следующую октаву и там нажми»… А то читаю и ничего не понятно — где жать, что жать… Что делать с этой тактовой чертой…

  6. Виктор

    Попробовал начать всё с нуля — не могу понять с какой октавы начинается пианино, а какой заканчивается — этого нигде не написано. В интернете прочитал, что октав должно быть 7.5, начинается с субконтроктавы и заканчивается пятой, у меня на синтезаторе такого нет. Всего 36 белых клавиш, как понять где у меня какая октава? Эту тупую песню не могу сыграть до сих пор, потому что не могу понять где у меня ВТОРАЯ октава??

  7. superadmin (автор)

    Виктор, если Вы внимательно читали предыдущие уроки, к примеру, Урок №1, то наверняка ознакомились с рекомендацией при обучении остановить свой выбор на пианино, в том числе и по причине того, что некоторые синтезаторы часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами. Советую заглянуть в инструкцию к синтезатору, там должно быть описано, где конкретно в Вашем синтезаторе располагается 2-ая октава. На фортепиано 1-ая октава находится посередине, а правее — 2-ая.

  8. superadmin (автор)

    Есть такие учебники, в которых про нотную грамоту не сказано ни слова, например, один из них — «На фортепиано, синтезаторе – по слуху», авторы Д.Г. Парнес, С.Е. Оськина.
    С тактовыми чертами ничего делать не надо. «Такт – отрезок в произведении между двумя тактовыми чертами, расставляемыми перед так называемыми сильными долями в музыке.» Сложно объяснить по-другому.

  9. Виктор

    Да уж… Где я в свои 17 и будучи в малюсенькой комнате настоящее пианино себе нарою? :) Ладно, впрочем, это не ваша проблема… Что ж, буду пытаться. Если что- напишу. Спасибо.

  10. Наташка

    Расскажите побольше о басовых ключах как на них играть?

  11. superadmin (автор)

    Добрый день! Об этом пока подробно говорить рано. Надеюсь, в уроке №4 Вы найдете ответы на все вопросы :)

  12. Рената

    Я никак не могу понять зачем нужно делить вот эту линию на который написаны ноты и , о размере такта… если он 4/4 это значит что там 4 деления и четвертные ноты НО там не только четвертные ноты но и половинные вы не могли-бы рассказать пожалуйста .. И за-ранее Спасибо :)

  13. superadmin (автор)

    Зачем мы делим стихи на строчки? Такты – это те же строчки в стихах.
    Плюс к этому начало такта – это всегда сильная доля. Как вы считаете, когда вальсируете? «Раз-два-три, раз-два-три», и именно на «раз» вы припадаете, именно «раз» выделяете. Или в марше – «Раз-два, раз-два», и опять же интуитивно мы выделяем именно первую долю.
    А если не будет тактовых черт, как мы узнаем, где сильная доля?
    О размере: читайте внимательно. «Верхняя цифра означает сколько в такте долей, а нижняя – какие они по длительности». Если размер 4/4 – это значит, что в такте 4 доли, и по длительности они четвертные.
    Но четвертная нота содержит в себе 2 восьмых ноты, 4 шестнадцатых, 8 тридцать вторых и т. д.
    Поэтому внутри такта с размером в 4/4 может быть от одной (целой, которая равна четырем четвертям) ноты до… ну, если не до бесконечности, то хотя бы 32 нот (тридцать вторых).

  14. Игнат

    Автор, скажи пожалуйста, ЧТО именно указывает на то , что во втором такте нотного стана «Каравая» ноты соль и си являютс таковыми??? Я имею ввиду как определить по нотному рисунку что это именно эти ноты? по «палочке», которая спаивает восьмушки, или по черному шарику, что стоит на линии… И еще — откуда в нотном рисунке считаются ноты? Сверху вниз или наоборот? Спасибо.

  15. superadmin (автор)

    Игнат, ноты – это, пользуясь вашей терминологией, «черный шарик, который стоит на линии», а штили указывают длительность. Прежде, чем задавать вопросы, читайте урок внимательней. Ноты считаются от ключа, который указывает, где пишется определенная нота. Скрипичный ключ указывает, где пишется нота соль первой октавы, басовый – где пишется фа малой октавы.
    Ноты читаются снизу вверх: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

  16. Даша

    Спасибо за уроки, очень познавательно :)
    Тренируюсь :)

  17. superadmin (автор)

    Надеемся, тренировки проходят успешно :)

  18. Андрей

    Из Интернета скачал ноты русский романсов для пианино. Там два нотных стана, скрипичный и бассовый ключь. Но как начинается текст (голос) сверху появляется 3 нотный стан. Как играть? Потому что где голос, там мелодия, и хочеться играть его.

  19. superadmin (автор)

    Немного об этом есть в Уроке 5. А так верхняя одиночная строчка – это вокальная партия. Она поётся, но не играется, а играют две других нижних строчки.

  20. Алексей

    Решил учиться игре на пианино. Нашёл Ваш сайт — пока всё нравится и, в принципе, всё понятно написано.
    Единственно ни как не могу понять, вот Вы пишите «Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.» Далее идёт небольшой отрывок какого-то произведения. Сперва идут две ноты Си, потом две ноты Ре. Если я всё правильно понимаю, то в первом такте данного произведения в Скрипичном ключе выделятся должны первая нота — Си, следующая нота Си играется тише, далее должна быть выделена первая нота Ре, потом чуть тише — вторая Ре. Так? Если так, то почему Вы всё-таки пишите что «Сильной долей будет считаться каждый 2-й удар.», т.е. в первом такте, вторая Си, и последняя Ре? Разъясните, пожалуйста, этот момент.

  21. superadmin (автор)

    Здесь сравниваются размеры 4/4 и 2/4, с акцентом на то, что в четырехдольном размере сильная доля повторяется через каждые 4 доли, а в в двудольном – каждые две, но сильная доля, конечно, всегда первая в такте.

  22. Алексей

    Спасибо, за быстрый ответ!
    Уточните пожалуйста, в каждом такте может находиться только одна сильная доля (первая нота/аккорд в такте) или их может быть несколько? Акцент должен быть только на ней [сильной доле]?

  23. superadmin (автор)

    Каждый удар-шаг метра называется долей. Доли неодинаковы по своей силе. Доли бывают сильные, относительно сильные и слабые.
    Размер такта может быть простым и сложным. Простой размер имеет одну сильную долю (всегда в начале такта). Тактовая черта ставится перед сильной долей. Сложный размер состоит из сложения нескольких простых (т.е. если его можно поделить на два или более одинаковых размера). Вот он и имеет, кроме сильной доли, ещё и относительно сильную. Например, сложный размер 4/4 получается из сложения двух простых: 2/4+2/4. В нём сильная доля первая, а относительно сильная — третья.
    Акцент — выделение громкостью определенной доли или ноты. Обычно акцент делается на сильные доли, но он может появиться и внепланово, но для этого композиторы используют специальные обозначения, речь о которых пойдет позже.

  24. Марина

    Привет, спасибо автору за уроки, они очень полезны, но к сожалению, я не всё догоняю. У меня возник вопрос, можете ответить?? Объясните, пожалуйста, как вы поняли, что песенка » Каравай-каравай, …» играется в тональности Ре мажор. Диезы на нотоносце стоят на линейках До второй октавы и Фа второй октавы же??? И откуда взялся Ре мажор?? Помогите, пожалуйста((((

  25. superadmin (автор)

    Эта тональность рассматривается в следующем уроке — Уроке №3.

  26. Марина

    ага))…, спасибо большое) И можете ответить ещё на вопрос: «Играет ли какую-то роль полосочка и дуга черная, которыми соединены некоторые ноты? Как их играть?» и ещё, «Когда именно идёт эта сильная доля в такте?»

  27. Марина

    И ещё диезы на каком стане стоят, то те ноты до конца песенки должны звучать с диезом??

  28. superadmin (автор)

    На это пока не надо обращать внимание, выучите хотя бы ноты :-) Не надо бежать впереди поезда. Обо всем, что встречается в нотном тексте, помимо нот и знаков альтерации, будет рассказано позже. Очень хороший совет начинающим дала одна из наших читательниц: «Для начинающих совет: не форсируйте события, не пытайтесь сразу все понять. Акцентируйте внимание на том, что поняли, затем закрепите это, а потом продвигайтесь дальше. Главное — желание и постоянство.»
    Ответ на ваш второй вопрос: «сильная доля – всегда ПЕРВАЯ в такте».

  29. superadmin (автор)

    Да, если имеются ввиду под станом линии на нем :-) И даже больше не только те ноты, которые пишутся именно на определенном месте, но и все остальные, подобные им, т.е. если при ключе стоит фа# (а около скрипичного ключа он обозначается на 5 линейке), то с диезом играются не только фа второй октавы, но и все остальные ноты фа. Если, конечно, в каком-либо такте не появится фа-бекар.

  30. Марина

    Всё понятно!! Спасибо))) И постараюсь тогда бежать за поездом)) Надеюсь это и намного легче будет))

  31. gedeon

    Добрый день! Спасибо автору за создание данного сайта. Чем больше перечитываю уроки, тем больше становится понятно…спасибо за программку для изучения нот.
    В песне про «каравай» ноты написаны на стане четвертые, но в комментариях вы называете их восьмыми.

  32. superadmin (автор)

    Возвращаемся к теории! Песня написана ВОСЬМЫМИ. Начинается нотный пример четвертной паузой, заканчивается – одной четвертной нотой. Все остальное написано восьмыми.

  33. gedeon

    не увидел в ваших первых уроках, что данное объединения нот обозначает , что они восьмые…пришлось занять информацию у других источников.

  34. gedeon

    не увидел в ваших первых уроках, что ноты короче 1/4, а в нашем примере 1/8 одинаковые объединяют косой чертой.

  35. Павел

    Здравствуйте. Большое спасибо за уроки, очень познавательно и доступно. Не совсем понятен пример с песней каравай.
    1) Из урока: «После ключа стоят 2 диеза. Знаки альтерации показывают в какой тональности играется данное произведение ( Ре мажор )»
    Совершенно не понятно, для чего тут Ре мажор. То что данное произведение начинается с ноты Ре ? Если бы не было этих двух диезов, произведение игралось бы как то по другому ?
    2)Какими пальцами играть данное произведение, есть ли какие либо рекомендации ?

  36. superadmin (автор)

    1) В уроке дан фрагмент песенки. И если написать её полностью, было бы понятно, что без этих двух диезов этой песне никак не жить. Тональность Ре-мажор обозначает, что это произведение заканчивается на эту ноту (главную ноту этой тональности). Но по фрагменту Вам об этом судить сложно.
    Тональность – это набор звуков, подчиненных одной главной ноте. Зачем нужна тональность? Зная её, вы будете знать, какой предположительный набор звуков можно будет встретить в музыкальном произведении, что значительно облегчит чтение нотного текста. А в дальнейшем именно благодаря знанию тональности вы с легкостью сможете подобрать любое музыкальное произведение.
    2) Пальцы в ближайшее время подпишем.

  37. Виталий

    Здравствуйте,выше в комментариях вы написали что сильная доля всегда первая в такте, но в описании нот к песне «Каравай» написано «2/4 — ….. Каждая сильная доля – ВТОРАЯ.», что это значит?

  38. superadmin (автор)

    Автор имел ввиду, что счет в песне ведется до двух: «Раз-два, раз-два». Соответственно, сильная доля, конечно, первая, но она каждая вторая, а не третья, четвертая и т.д.

  39. Liana

    Добрый день!Огромное спасибо за уроки. Очень внимательно их изучаем.Но просьба моя может показаться странной. Мы приобрели синтезатор TECHNO KB-910 (без инструкции). Пытаемся разобраться. Но что-то плохо получается. Не могли бы Вы подсказать где найти описание.Были бы очень Вам благодарны. Спасибо!

  40. марина венедиктова

    у меня не получается! я совершенно не понимаю не единого знака! я понимаю только на буквах и все. а на восмых, четвертных половинных не понимаю. вы можете обьяснить какимито другими больее понятными словами как играть эту мелодию!

  41. superadmin (автор)

    Выход один – учиться, учиться и ещё раз учиться. Расположение нот на нотном стане и их длительности, а также кучу другой очень нужной информации надо тупо вызубрить. Без знаний не может быть никакой практики.

  42. Александр

    А вот какой рукой играть ноты в скрипичном ключе если под первой частью из шестнадцатых стоит пауза а над второй частью тоже стоит пауза? Часть левой часть правой?Этюд Гедике С-мажор?

  43. superadmin (автор)

    Добрый день! У Гедике несколько до-мажорных этюдов. Уточните, какой имеется ввиду?

  44. Александр

    Попробую.аллегро модерато э гиокоссо.
    2/4,форте, первый так:Шестнадцатые — соль ля си до соль фа ми ре
    второй такт: терция востмая и т.д. мисоль
    Наверное первая октава в басовом ключе неписабельна..Я правильно понимаю?
    В первом такте все ноты в скрипичном ключе, но…под перой четвертью в басовом пауза, а во второй четверти над ними пауза

  45. superadmin (автор)

    Это как прийти в магазин и сказать: «У вас есть песня «Тата-дада-татата?» По указанным параметрам найти этюд затруднительно :-)
    Единственно, что можно понять из вашего изложения – это то, что в басу два голоса, которые играются, наверно, одной рукой…

  46. Александр

    согласен, ну нет у Гедике номеров опознавательных.. :) могу скинуть скан, только куда?

  47. superadmin (автор)

    Пишите на propianino@gmail.com

  48. superadmin (автор)

    Этюд построен таким образом, что до 23 такта включительно он играется двумя руками попеременно. Т.е. получается, что в большинстве случаев фигуры или ноты, написанные со штилем вверх, играются правой рукой, а со штилем вниз – левой. Во всяком случае любая смена направления штиля до 22 такта означает смену руки. Такты 24, 25, 28, 29 играются по классической схеме: верхний стан играется правой рукой, нижний – левой.

  49. Александр

    Спасибо, училка подтвердила Ваши слова (сегодня каникулы закончились)
    Выложем этюд в ю-тубе.Жаль названий нет, но другим будет подсказка…

  50. Алина

    Подскажите пожалуйста, что обозначает (знак ноты)=95

  51. superadmin (автор)

    Об этом — в следующем уроке.

  52. Анеля

    Извините, почему на фото 1/4 состоит из связанных и не связанных между собой 1/8?

  53. Анеля

    А конкретнее почему они связаны и не связаны между собой?

  54. superadmin (автор)

    Группировка восьмых (1/8), шестнадцатых (1/16) и т.д. под одно ребро делается чисто для упрощения записи, чтобы не писать много-много крючков, а еще для упрощения чтения нот. Например, мелодия строится на репетициях на одной ноте шестнадцатыми. Если написать их все с хвостиками, то играющим придется каждый раз пересчитывать количество нот, а так они, как правило, группируются по четыре ноты под одно ребро. Тогда и считать ноты проще в такте с размером 4/4 будет две группы по 4 восьмых ноты или 4 группы по 4 шестнадцатых нот.

  55. Анеля

    Большое спасибо!

  56. Влада

    Скажите, пожалуйста, как играть ноту, обозначенную крестом. Как я понимаю, не играть совсем или приглушенно?

  57. superadmin (автор)

    Ноту, обозначенную крестом, прохлопывают или простукивают. Такое обозначение нот в основном принято у ударных инструментов. В фортепианной музыке над такими нотами обычно над нотным станом пишут, что с такими нотами надо делать (прохлопать, протопать и т.д.), а в вокальной музыке текст, написанный такими нотами, просто проговаривают в заданном ритме.

  58. Влада

    Спасибо.

  59. Аноним

    Спасибо, всё понятно.

  60. шивапро

    мне нравится сайт

  61. superadmin (автор)

    Комментарии у этому уроку закрыты. Задавайте свои вопросы в нашей группе ВКонтакте: vk.com/propianino

  62. Яков

    Большое спасибо за уроки, с удовольствием занимаюсь.

  63. Александр

    Почему я не вижу нот песенки «Каравай-каравай»? Описание есть, а нот нет…

  64. ВладГриг

    Написать учебное пособие не так просто. Сложность — в постоянном желании уйти в исторический или теоретический экскурс и дать свое понимание этимологии. Или объяснении того, что не требует объяснения.
    Для каждого музыкального термина существует своя формулировка, отточенная ведущими педагогами-теоретиками и временем. Формулировка исключает наличие даже одного «лишнего» слова. Именно наличие лишних слов вызывает вопросы и непонимание сути при объяснении материала.
    Каждое слово формулировки предполагает его понимание и знание формулировки для этого слова. Смешивание нескольких формулировок в объяснении одного термина приводит к длинным дискуссиям и длинным объяснениям.
    Алгоритм изучения терминов , а не попытка объяснить, давая ему свою формулировку, характеризует самобытность мышления автора и оригинальность учебного пособия.

  65. Самолов Григорий

    Круто!!! Автор спорт метода в 555 волшеб упр. МД АФС!!! Всем! Детям и старикам!!! На 150 лет! Берите!

  66. Соня

    Здравствуйте. В уроке 4 нужно уже уметь читать по басовому ключу , но в уроке 3 учат только по скрипичному читать. Как быть?

  67. Andrew

    Спасибо за урок. Но не понял как выбрать октаву при чтении нот. И с басовым ключом не понял — левой рукой откуда и до куда ноты играть?

  68. Антон

    Судя по всему где-то потерялись ноты, с ними в этом месте было бы удобнее:

    Давайте подведём итог и посмотрим, что вы смогли усвоить:

    Это простейшая песенка из детского сада: «Каравай-каравай, кого хочешь, выбирай!».

    Включим дедукцию:

  69. superadmin (автор)

    Спасибо, что обратили внимание на потерю! Благодаря вашей бдительности восстановлены дополнительные изображения.

  70. Виктория

    Подскажите, пожалуйста, есть ли какое-то четкое правило по штилям — когда играть правой, а когда левой рукой (разбираю Аве Марию Каччини/Вавилова) и на видео в ютубе вижу, что пианистка левую руку перебросила направо. Как это увидеть в нотах, что вместо правой играет левая рука? Спасибо

  71. Павел

    Что значит цифра над скрипичным ключом? Например, на первой строке над ключом ничего не стоит, на второй появилась тройка, на третьей пятерка и на последней семёрка.

  72. Евгения

    Я вижу, автор точно не теоретик. С методикой преподавания не лишним было бы вам познакомиться. И, похоже, не исполнитель, судя по изучению интервалов. По крайней мере, не похоже на пианиста. Теряюсь в догадках.

  73. Роман

    Здравствуйте. Не понял, почему басовьій ключ — ключ Фа, если возле него нарисована нота Ре? Вроде 3 раза проверил, там ниже ряд с нотами..

  74. Хз

    Спасибо огромное за урок, но немножко непонятно как использовать эти половинные, целые, такт и т. Д. Это клавиши? Если да то какие , я на этом моменте не врубаюсь, а так у вас очень хорошо получается объяснить. Я самоучка и благодаря вам начинаю хоть что-то узнавать новое :)

  75. Диана

    здраствуйте есть вопрос. Почему тут не написано как читать перевернутые ноты?

Добавить комментарий